На кафедре немецкого языка работает 17 преподавателей: 2 доцента, 15 старших преподавателей.
Кафедра осуществляет преподавание немецкого языка на факультете социокультурных коммуникаций, химическом, физическом, биологическом, юридическом, механико-математическом, историческом, экономическом, на факультетах радиофизики и компьютерных технологий, географии и геоинформатики, философии и социальных наук, журналистики, а также в группах магистрантов и в группах факультативного обучения.
Основополагающие принципы учебно-методической работы кафедры – коммуникативная направленность обучения, создание широкого лингвострановедческого, культуроведческого контекста, позволяющего наиболее полно учитывать естественные коммуникативные потребности обучаемых, приобщить обучаемых к культуре немецкоязычных стран, познакомить с их духовными ценностями, бытом, традициями.
Научно-исследовательская работа кафедры «Межкультурная сенсибилизация при обучении немецкому языку» относится к новому направлению в методике преподавания иностранных языков – социокультурному, который предусматривает изучение иностранного языка в социально-культурном контексте его функционирования.
Тематика исследования. Выбор объекта исследования обусловлен значимостью видов речевой деятельности для осуществления адекватной межкультурной коммуникации, а также практической потребностью в разработке методики обучения видам речевой деятельности при обучении немецкому языку, способствующей эффективному формированию у студентов речевых умений.
При всей обширности и многообразии работ, посвященных взаимосвязанному обучению видам речевой деятельности при обучении немецкому языку, существующая практика свидетельствует о том, что неизученность проблемы взаимосвязи видов речевой деятельности приводит к тому, что на практике происходит сдвиг акцента с одного вида речевой деятельности на другой или абсолютизация одного вида речевой деятельности.
Цель данного исследования состоит в теоретическом обосновании, практической разработке и апробации комплекса упражнений УМК и внедрении методики взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности при обучении немецкому языку.
Актуальность исследования обусловлена основными принципами обучения:
— изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков;
— приоритетное значение приобретает обучение иностранному языку как средству межкультурного общения;
— цели обучения реализуются через формирование коммуникативной компетенции.
Теоретическую основу исследования составляют психологические и психолингвистические закономерности речи, методические положения когнитивно-коммуникативного подхода, лингвистические особенности текста как продукта речевой деятельности.