Лекции Н. В. Злыдневой доктора искусствоведения, Заведующей отделом истории культуры Института славяноведения Российской академии наук, ведущего научного сотрудника Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации.
Лекции и дискуссии состоятся
5 декабря в 12.00
6 декабря в 12.00
7 декабря в 12.00
в ауд. 106 учебного корпуса ФСК БГУ (Маяковского, 96)
Задача курса – ввести слушателей в проблематику коммуникативной функции изобразительного искусства, которое рассматривается в широком интертекстуальном контексте. Материалом служит русское и европейское искусство 20 века (живопись и скульптура символизма, авангарда, соцреализма, сюрреализма, концептуализма) в сравнительно-типологическом соположении с языком, литературой, культурными универсалиями.
Программа курса:
1. Изображение и/или слово
а) язык изображения и естественный язык; pictorial turn 20 века. б) текст, интертекст, контекст и паратекст картины (название, имя и подпись художника, рама как элемент поэтики; цитата и др.) в) визуальный нарратив: виды и типы повествования в живописи; визуальная метафора; г) экфразис и проблема интермедиальности; иллюстрация и ее пределы.
2. Художественное изображение в мифопоэтическом аспекте
а) память жанра (традиционные мотивы и иконография в авангардном и пост-авангардном дискурсе – мифопоэтика света и электричества, мотив Вечного Возвращения); б) опыт мифологического прочтения (Малевич. Бегущий человек) в) революция/война/катастрофа сквозь призму изобразительной мифопоэтики; г) искусство как социальный прогноз (проблема модальности в живописи).
3. Документ и мистификация в искусстве 20 века:
а) «научный» дискурс беспредметной живописи; проблемы синестезии в авангарде б) документ в советской живописи 1920-х годов и литература факта; нео-примитив как новая победа изображения над словом. в) мотив письма в живописи (средство вербальной коммуникации как визуальный объект); г) стратегии мистификации – от иллюзионизма древности до сюрреализма и концептуализма в современности.
4. Жест в живописи 20 века:
а) жест в искусстве; апофатическая коммуникация в символизме и авангарде; б) homo loquens в живописи постреволюционного десятилетия; в) книга Н.М. Тарабукина «Жест в искусстве» (1929) и другие труды ученого; г) жест в концептуализме / концептуализм как жест.
5. Портрет в искусстве как знаковая система:
а) проблема времени в художественном изображении; наследие ГАХН; б) имя и миф в портрете; в) портрет художника в старости (типология автопортрета в динамике – от Тициана до Зверева); г) портрет как время / портрет времени в фотографии Бориса Михайлова.
Рекомендованная литература:
· М.М. Алленов. Тексты о текстах. М.: НЛО, 2003.
· Е.А. Бобринская. Жест в поэтике русского авангарде // Хармсиздат представляет. Авангардное поведение. Сб. материалов науч. конф. Хармс-фестиваля 4 в Санкт-Петербурге. — СПб., 1998, с. 49-62. http://ec-dejavu.ru/g/Gesture_vanguard.html.
· О. Булгакова. Фабрика жестов. М.: НЛО, 2005.
· С. Даниель. Сети для Протея. СПб, 2002
· Н.В. Злыднева. Изображение и слово в риторике русской культуры. М.: Индрик, 2008. https://inslav.ru/images/stories/pdf/2008_zlydneva.pdf
· Н.В. Злыднева. Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения. М.: Индрик, 2013. https://inslav.ru/sites/default/files/editions/2013_zlydneva.pdf
· Искусство портрета. Сборник статей под ред. А.Г. Габричевского. М.: Academia, 1927. https://imwerden.de/pdf/iskusstvo_portreta_pod_red_gabrihevskogo_1927.pdf
· Ю.М. Лотман. Натюрморт в перспективе семиотики // Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). СПб.: Академический проект, 2002. http://philologos.narod.ru/lotman/still-life.htm
· Ю.М. Лотман. Портрет // Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). СПб.: Академический проект, 2002. http://philologos.narod.ru/lotman/portrait.htm
· Б. Пасквинелли. Жест и экспрессия / пер. с итальянского. М.: Омега, 2009.
· Русское искусство. Идея. Образ. Текст. М.: Аллетейя, 2021.
· Б.А. Успенский. Семиотика искусства. М., 1995.
· М. Ямпольский Форма страха // Семиотика страха. М., 20