Поздравляем, с открытием выставки, Стрижак Ларису Аркадьевну!

Дата: 2018/01/03


Цветы зимой…
Зимний сон…
Рождественский букет…
Цветочная мистерия….???
Две женщины пишут цветы и птиц… зимой… Казалось бы, как странно… Разве есть время более безнадежное для цветения и произрастания, чем нынешнее?! Конец года, зима, время сна и печали, скорби по уходящему году, по проходящей жизни. Это время забвения, утраты надежд, прощания с уже несбывшимся: не пережитыми моментами, не испытанными чувствами, не осуществленными планами. А они все же пишут свои дымчатые прозрачные акварели, окутанные тончайшей воздушной вуалью, и в легком касании кистью бумаги воплощают всю страсть и нежность, печаль и тревогу своей души…
Они пишут истово и благоговейно в окружении предрождественской темени, слякоти и холода, слыша иногда свирепый свист ветра за окном, а порою, оторвавшись от работы, вдруг обнаруживая в нем мягко кружащиеся и тихо падающие снежные хлопья. Скрывшись от мира, надежно «затворивши ставни» и погрузившись глубоко в себя, как в теплый кокон материнского лона, они пишут сосредоточенно и серьезно с глубокой верой и надеждой, полные жизни и жаждущие обновления, в ожидании смерти старого и рождения нового солнца. В преддверии угасания великого божества они, как античные жрицы, колдуют и священнодействуют, повествуя о лете и тепле, о страстном томлении, о пышном цветении и о знойном благоухании, точно призывая начало новой жизни, нового годового цикла, возрождение природы и человека. Так порядком подзабытая сегодня основная тема европейского классического искусства: встреча со смертью и ее преодоление ради новой жизни, — вновь оживает в работах творческого тандема Ларисы Стрижак и Натальи Хорольской из цикла «Мы любим цветы».
Акварель, как известно, — сложнейшая техника изобразительного искусства, и живописная, и графическая сразу, позволяющая работать одновременно и цветовым пятном, и линией, и нюансом и контрастом, и штрихом. Это очень тонкое, поистине трепетное искусство полунамека и полувздоха, которое дается очень немногим, лишь самым вдумчивым и кропотливым мастерам. Ведь оно способно зафиксировать и отразить на бумаге в легчайших красочных переливах, в сложнейших цветовых гармониях и быстротечность времени, и хрупкость существования, и тончайшие оттенки чувств и переживаний человека, подлинную жизнь человеческой души.
Наши героини неслучайно выбрали для своих работ «цветочную» тему, столь популярную, к примеру, в традиционном искусстве Китая. Они действительно очень любят цветы, выращивают их своими руками, украшают ими свои дома, облагораживают с их помощью территорию своей жизни и конечно же постоянно воспроизводят в своих работах. Для них, как и для незабвенной В.К. Жолток, автора великолепных живописных цветочных натюрмортов, «растительный изобразительный код» идеален как изобразительная метафора выражения чувств и состояний собственной души.
В своих цветочных композициях они, как настоящие женщины, излагают биографию собственной души. Внимательный и заинтересованный зрительский глаз конечно же заметит за упруго изгибающимися стеблями с чуть подсыхающими кончиками, за отогнутыми, с едва заметными следами увядания листиками, за обильными гроздьями сирени или плотными бутонами роз, за пышными шапками пионов биение пульса живой трепетной жизни. Поэтому так ранит наших героинь иногда скептически брошенное вслед: а в чем собственно искусство? Сиди себе и копируй то, что перед глазами.
Так вот: нет и еще раз нет. Тайна проникновения в природу их искусства и в то же время образный ключ к прочтению их работ состоят в том, что Лариса Стрижак и Наталья Хорольская пишут не событие, а состояние, настроение, переживание. Они запечатлевают время, фиксируют длительность, что само по себе удивительно и редко, при этом выражая воочию явленное чувство. И тем самым они рассказывают нам о себе: о своей силе и мудрости, о теплоте и мягкости, которыми они так щедро стремятся поделиться с миром. Они повествуют о легком дыхании и о вечной жажде обновления, без которой немыслима Женщина, вечно юная и в то же время зрелая, принимающая и до краев наполненная, неустанно созидающая жизнь и благоденствие вокруг.

Оксана Коврик,
кандидат искусствоведения,

Читайте также