ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ – ОТКРЫТАЯ ТЕМА

Дата: 2018/03/20


14 марта на специальности «Современные иностранные языки (перевод) (ФСК) старшим преподавателем кафедры теории и практики перевода В. С. Значенок было проведено 2 открытых занятия в формате «ролевая игра-ток шоу»    по теме «Социальные проблемы:  усыновление и опека» в рамках дискурсивного подхода. Участниками игры выступили студенты групп №2 и №3 3 курса и приглашенные «гости студии» – руководство кафедры  в лице зав. кафедрой Д. О. Половцева и его заместителей, преподавательского состава кафедры и студентов 3 курса параллельных групп.

Дискурсивный подход  помимо языковой компетенции  предполагает глубокое владение проблематикой заданной тематики. Исходя из этого  студенты-участники заранее готовили выступления в рамках выбранных ролевых типажей, изучали юридическую сторону вопроса в других странах и в РБ, знакомились с опытом усыновления и опеки, прорабатывали моральное состояние усыновленных детей и родителей-усыновителей, изучали психологическую сторону вопроса в качестве экспертов, – одним словом, работали как настоящие профессионалы, только на английском языке. Было приятно отметить, что на втором занятии в гр. № 3 не только участники ролевой игры, но и «гости студии» были активно вовлечены в дискуссию; при этом размывались грани между игрой и настоящим обсуждением.

«Для меня было важным выбрать актуальную проблематику ролевой игры, которая носила бы гуманитарную направленность, – отмечает организатор мероприятия В.С. Значенок. – Студенты должны вынести для себя не только новый лексический, но и духовный минимум. В молодом возрасте очень важно развивать в себе способность поставить себя на место другого, сострадание (мне не нравится сухой термин «эмпатия»). Ролевая игра как никакой другой вид аудиторной работы способствует достижению этой цели. Культивирование СМИ образа «успешного человека» невольно отвлекает сознание от всего того, что не вписывается в рамки так называемого «успеха». К сожалению, в жизни «успешными и состоятельными» становятся единицы, да и понятие успешности тоже относительно в зависимости от сформированной системы ценностей и приоритетов. Нужно учиться тому, чтобы находить радость в том, что имеешь, что тебе нравится, и, более того, ощущать радость от того, что помогаешь другим. И если мы как преподаватели ограничиваемся преподаванием языка в чистом виде, значит, не дорабатываем…»

Исходя из приоритетной – гуманитарной установки, занятие состоялось, и цель была достигнута. Было приятно наблюдать рефлексию участников игры. Показательны следующие отзывы (в переводе с английского): «Я раньше никогда не задумывалась, как живется детям в приемных семьях; при подготовке к игре мне пришлось примерить на себя эту роль»; «Я и не предполагал, что статистика по социальному сиротству настолько печальна»; «Я узнал много юридических нюансов»; «Кто знает, как сложится моя собственная жизнь – возможно, вместо того, чтобы завести кота или собаку, я возьму опекунство над ребенком» и многие другие размышления. И, конечно же, все мысли излагались на английском языке: был освоен огромный пласт тематической и специализированной юридической лексики.  А ошибки (как же без них!) – пусть они в жизни   ограничатся только языковыми:  мы ведь не профессионалы-волшебники, мы только учимся. Главное – чтобы каждый из нас в жизненно важных вопросах делал безошибочный выбор.

Читайте также