кафедра
искусств и средового дизайна

Научно – творческий семинар Ars Longa

Теория образа в искусстве

Известный теоретик искусства и культуры профессор Санкт-Петербургского университета Анатолий Владимирович Рыков прочитал цикл лекций «Теория образа в искусстве» для студентов специальности «Дизайн (по направлениям)» и магистратуры «Искусствоведение» и «Культурология», а также для студентов других факультетов Белорусского государственного университета (6-8 декабря 2023 года). Программа цикла включала центральные проблемы современной теории образа и вызвала живой интерес как студентов, магистров и аспирантов, так и профессоров, преподавателей и профессионалов в области искусства, дизайна и культурных практик. Лекции отражали авторскую критическую концепцию искусства как практики подражания, включая «диалог» в большом пространстве эпох, концепций и стилей, сопровождались смелыми интерпретациями критики искусства Р. Краусс, Д. Дидро, творчества Дж. Поллока, Ф. Гойи, Р. Магритта, Д. Хокни. Концепции и неожиданные идеи профессора А.В. Рыкова вызвали продуктивную творческую дискуссию, в которой участвовали профессора и студенты.

Теории образа

Филострат Старший и Розалинд Краусс. Френхофер и Франкенштейн. Понятие оптического бессознательного. Апофатический авангард. Бесформенное и гештальтпсихология. Маньяско и Джексон Поллок.  Жанр «галиматьи» в русской поэзии начала ХIХ века. Гойя и Александр Козенс. Интеллектуальная мода в США и Советском Союзе.

Политика образа и теория поля Пьера Бурдьё

Фюссли и революция. Маркиз де Сад как теоретик искусства. Циничный романтизм и нигилистический классицизм. От Александра I к «Кремастеру»: секты, масоны, популизм и романтизм в Российской империи и США.

Образ ласкает глаз: От неоплатонизма к психоанализу

«Об экстазах Плотина». Гностики и бьюти-пространство Боттичелли. Подсознание иконописи. Византийский декаданс (Михаил Пселл о живописи). Невероятные приключения зороастрийцев в Древней Руси (Наследие Леонида Лелекова). Иконописцы ХХ века: Рене Магритт и Энди Уорхол. Эрос и Танатос у Дэвида Хокни.

 

Методологии постструктурализма

Свифт и Лукиан как две версии консерватизма и антимодернизма? Бахтин и Шкловский. «Романтическая политика» Карла Шмита. «Племянник Рамо» и теория искусства Дени Дидро. Лже-Дмитрий и теории древнерусского искусства. Сакральное и интертекст. Илья Зданевич и всёчество. Вероломство образа и фантастическое искусство.

Теории китча и принцип свободы

Коррупция образа. Китч и «серьезное искусство». «Серьезное искусство» и идеология. Кэмп, поп-арт и маньеризм. Рембрандт и Монтень. Сальвадор Дали и формалистический принцип пародии. Бронзино и современное искусство. Две версии «Волги-Волги». Макс Клингер и Вячеслав Иванов. Эдмунд Бёрк о массовом и элитарном искусстве. Делакруа и «двойное кодирование».

ИСКУССТВО ВИЛЕНСКОГО БАРОККО И ГОРОДСКАЯ СРЕДА

Заключительное выездное занятие студенческих научно-творческих кружков кафедры искусств и средового дизайна — по искусству Беларуси (руководитель — профессор О.Д.Баженова) и по современному искусству и дизайну (руководитель — профессор И.Н.Духан) с посещением и обсуждением ансамблей Жировицкого монастыря, костела в Новой Мыши, Бернардинского  костела в Слониме и мозаичного цикла Покровской церкви в Барановичах (27 мая 2022)

На майских выездных занятиях кафедры искусств и средового дизайна ФСК БГУ

Студенты кафедры искусств и средового дизайна ФСК БГУ приняли участие в цикле майских выездных занятий, нацеленных на осмысление художественного наследия и пространственной среды Беларуси. В частности, студенты посетили Спасо-Евфросиниевский храм в Полоцке и обсудили под руководством проф. О.Д.Баженовой и проф. И.Н.Духана вновь раскрытый реставраторами цикл росписей византийских мастеров 12 века. Канд. исторических наук, известный музеолог Т.А.Джумантаева рассказала о развитии пространственной среды Полоцка. В Новой Мыши студенты и профессора проанализировали программу и состав одного из лучших монументально-декоративных алтарных ансамблей барокко. В целом встречи с памятниками искусства на месте становятся источником живого творческого вдохновения, а также профессионального понимания композиции и конструкции предметно-художественной среды «на месте» (on site studies).