кафедра
английского языка гуманитарных факультетов

Научно-исследовательская работа кафедры

Научно-исследовательская работа кафедры над темой «Смешанное обучение иностранным языкам студентов нефилологических специальностей» проводилась с 2018 по 2022 гг. Руководитель НИР – профессор кафедры английского языка гуманитарных факультетов, доктор педагогических наук, профессор Хведченя Людмила Владимировна.

Объектом исследования выступал процесс оптимизации учебного процесса по иностранному языку на основе смешанного обучения. В рамках данной проблемы ставились задачи теоретико-методологического обоснования и программно-методического обеспечения учебного процесса, построенного на интеграции традиционных и дистанционных режимов обучения.

Целью работы являлся поиск оптимальных форм организации обучения в условиях бурно развивающегося научно-технического прогресса и динамикой общественного бытия.

Этапы работы:

2018 г. – «Научное обоснование модели смешанного обучения для студентов нефилологических специальностей».

2019 г. – «Разработка содержательной части программы смешанного обучения».

2020 г. – «Создание программно-методического обеспечения преподавания английского языка в условиях смешанного обучения».

2021 г. – «Разработка системы автоматизации оценки результатов учебных достижений студентов на основе интеграции традиционных и компьютерных режимов обучения».

2022 г. – «Экспертиза эффективности системы смешанного обучения (базовый курс и его компьютерное сопровождение)».

Исследуемая работа проводилась по всем направлениям педагогической деятельности кафедры: организационно-методической, научно-исследовательской, издательской, программно-методического обеспечения, экспертной.

Итоговые результаты были направлены на разработку и концептуальное обоснование смешанных моделей обучения как инновационных способов организации учебного процесса. Была экспериментально доказана эффективность использования гибких гибридных форм в условиях университетской образовательной среды, что обеспечивает перспективу их массового внедрения в условиях устойчивого развития общества.

По результатам работы можно констатировать, что все намеченные цели каждого из этапов исследования достигнуты. Наиболее значимые результаты состоят в следующем:

  • разработано концептуальное обоснование смешанных форм обучения в условиях их радикальной трансформации, связанной с повсеместной цифровизацией учебного процесса, плановым и вынужденным переходом на удаленное обучение. Теоретическую основу концепции составляет: теория трансдеятельностного расстояния М. Мура, теории конструктивизма и когнитивизма, (Ж. Пиаже, Дж. Брунер); базовые методологические подходы (личностно-ориентированный, системно-деятельностный, коммуникативный); инновационные информационно-коммуникационные и социальные технологии, а также теория вариативного моделирования посредством создания специальных содержательных и технологических условий;
  • определена сущность функционирования и эволюционного развития смешанных форм, а также их педагогический и дидактический потенциал. Динамика развития протекает от простых к более сложным, комбинированным гибридным формам (Blended Learning – Hybrid Learning – HyFlex), обладающим большей адаптивностью и продуктивностью в создании модифицированных вариантов;
  • выявлено технологическое обеспечение гибких гибридов, базирующееся на информационно-коммуникационных технологиях. Учебный процесс организуется в доступном режиме видео-конференции с использованием дополнительного оборудования;
  • экспериментально апробированы образовательные условия вуза для обучения в режиме HyFlex, Synchronous HyFlex. Отличительной особенностью данных моделей является область их применения – студенты дневной формы, работающие в условиях временного дистанцирования. Избранная форма способна решать проблемы обеспечения непрерывного языкового образования, доставки материала к месту дислокации обучающихся и их вовлеченности в учебный процесс;
  • обновлены 24 учебные программы. По отношению к ранее существовавшим они отличаются большей степенью демократичности, допускающей свободу выбора подходов и ресурсов обучения с учетом предполагаемой эквивалентности результатов;
  • обеспечено 90% учебно-методического обновления образовательного процесса в режиме смешанного обучения. Оно включает в себя 24 учебные программы и 6 ЭУМК, состоящих из 17 компонентов. Общее количество учебных пособий в твердых копиях составляет: 5 для юридических направлений, 4 для экономических и 1 для историко-гуманитарных. Все изданные УМК и ЭУМК имеют грифы УМО, 2 – гриф МО РБ. Ряд разработок можно назвать лучшими достижениями в области иноязычного образования в Республике Беларусь;
  • отмечается высокая степень публикационной активности ППС кафедры (26 статей в сборниках ВАК, 19 в сборниках научных статей, 43 – за рубежом, а также большое количество тезисов и материалов конференций). Практически все преподаватели регулярно участвуют в международных научных конференциях как по теме НИР, так и по вопросам методики преподавания иностранных языков, организации учебного процесса и др.
  • констатируется возросший научный потенциал педагогических кадров. Количество преподавателей с высшей научной квалификацией составляет 1/3 всего ППС.

Результаты НИР внедрены в учебный процесс на кафедре, а также в других вузах РБ (29 актов о внедрении НИР в образовательный процесс, 40 актов авторских методических разработок занятий с использованием технологий проблемного, исследовательского, эвристического обучения). Экономическая эффективность внедрения высокая: кафедра полностью обеспечивает преподавание иностранного языка за счет собственных разработок, конкурентоспособных в сравнении с лучшими достижениями в этой области.