Научная школа

Научно-художественная школа в области искусства и средового дизайна сформировалась на кафедре искусств и средового дизайна в начале 2010-х годов. В деятельности школы соединяются исследовательские и художественно-проектные аспекты. У ее основания стояли известные исследователи искусства и представители проектной культуры – выдающийся эксперт в области средового моделирования и кибернетики профессор, доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР А.С.Гринберг, лауреат Ленинской премии, академик архитектуры Ю.М.Градов, доктор философских наук, канд. архитектуры И.Н.Духан, доктор искусствоведения О.Д.Баженова Цикл международных исследований по фундаментальным проблемам формообразования в современном искусстве и дизайне, роли дизайна в формировании городской среды под руководством зав. кафедрой искусств И. Н. Духана в 2007 – 2022 гг., был использован в работе Миноблисполкома, Комитета градостроительства и архитектуры Мингорисполкома, Минстройархитектуры РБ, Национального центра современного искусства России. Исследовательские и экспериментальные проектные разработки музейного комплекса Х. Сутина в Смиловичах под руководством Духана И. Н. с участием коллектива кафедры реализованы в рамках программы ЮНЕСКО и МИД Беларуси в 2007 – 2010 гг. В рамках направленности деятельности школы был проведен ряд международных конференций, семинаров и экспозиций, ставших заметным фактором современной белорусской культуры, в том числе: конференция под эгидой ЮНЕСКО «Авангард и культуры: искусство, дизайн, среда», международные научные конференции «Искусство и философия», «Минск-Краков: культурное наследие 20 века»,  «Минск – Берлин: искусство и пространство», международные семинары с участием Национального центра современного искусства России, Баухауза (Германия), Штуттгартского университета, Берлинского технического университета. Выпускники кафедры получили Гран-при и награды в национальных и международных фестивалях, конкурсах и выставках искусства и дизайна: конкурс-выставка «Арт-сессия» в Витебске, фестиваль плаката в Мадриде, международная выставка «Salone Satellite» в Милане, Национальный фестиваль архитектуры (Минск), выставка «Дизайн-формат» (Минск) и др. Студентка кафедры искусств и средового дизанйа А. Писчикова была удостоена одной из важнейших мировых дизайнерских премий — Серебряного льва на Каннском фестивале рекламы.  Проектные решения по проблемам дизайна городской среды под руководством профессора кафедры искусств, Лауреата Ленинской премии, заслуженного архитектора Республики Беларусь, академика архитектуры Градова Ю.М. с участием профессорско-преподавательского состава кафедры реализованы в Минске, Могилеве и других городах Беларуси, использованы в работе Комитета градостроительства и архитектуры Мингорисполкома, Минстройархитектуры Республики Беларусь. Исследования и разработки по реконструкции историко-культурного наследия, дворцово-парковых комплексов Мира и Несвижа выполненные под руководством профессора кафедры искусств, доктора искусствоведения Баженовой О.Д., реализованы в рамках республиканских программ по восстановлению и музеефикации комплекса Мирского замка и Несвижского дворцово-паркового комплекса историко-культурного наследия в 2008 – 2019 гг. Важным признанием исследовательскиъ и образовательных достижений школы стало присждение профессору О.Д.Баженовой премии Белорусского государственного университета им В.И.Пичеты в юбилейном 2021 году.

По проблематике исследований школы опубликованы сборники научных трудов «Современное искусство после «современного искусства»: визуальные практики, архитектура, дизайн: сб. ст./ редкол.: И.Н.Духан (и др.); общ. ред. и сост. И.Н.Духана, К.Милле. — Минск БГУ, 2011; Авангард и культуры: искусство, дизайн, среда / [под общ. ред. И. Н. Духана]. — Минск : Гос. ин-т упр. и соц. технологий БГУ, 2007; Искусство и философия / под общ.ред. И. Н. Духана, А. А. Легчилина. — Минск : БГУ, 2007, Art in Translation. – 2016. — Vol. 8, iss. 2: Special issue: Russian Art and Architecture of
the early Twentieth Century /guest editors: Igor Dukhan and Richard Anderson и др., более 180 научных работ в научных изданиях Беларуси, России, Германии, Франции, Израиля, США, Польши, Литвы, Латвии. Основные монографии и статьи:

  1. Барташевич, А.А. Композиция и дизайн мебели: Учебник / А. А. Барташевич. — Минск: Тесей, 2012.
  2. Баженова, О.Д. Искусство интерьера. История. Стилеобразование/ О.Д. Баженова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2012.
  3. Горева, Г.В. Цветоведение / Г.В. Горева. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2011.
  4. Духан, И.Н. Теория искусств: Категория времени в изобразительном искусстве и архитектуре / И.Н Духан; предисл. Дж.Бараш. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2005.
  5. Лобан И.Н., Рачковская Н.А. Академическая живопись. Академический рисунок. Минск: ГИУСТ БГУ, 2014.
  6. Ренанский А.Л. Писатель как живописец: визуальные практики в литературе и искусстве: учебное пособие / А.Л. Ренанский. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2013.
  7. Чардымов А.И. Эргономика: пространство для человека / А.И. Чардымов. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2012.
  8. Баженова О.Д. Corpus Rubeniarum и росписи костела Божьего Тела в Несвиже (иконография и иконология цикла) / О.Д. Баженова. // Труды Государственного музея истории религии. — Санкт-Петербург: ИПЦСПТУТД, 2009.— Вып.9.
  9. Баженова, О.Д. Радзивилловский Несвиж. Росписи костела Божьего Тела. / О.Д. Баженова. — Второе издание. — Минск, 2010. – 416с.
  10. Баженова, О.Д. Радзивиллы. Альбом портретов 18-19 столетий / О.Д. Баженова.—Минск, 2010.
  11. Баженова, О.Д. Радзивиллы Беларуси, Литвы, Украины / О.Д. Баженова.—Киев: Балтия Друк, 2012.
  12. Баженова О.Д. Аллюзии современности в изучении белорусской иконы и портрета / О.Д. Баженова // Современное искусство после «современного искусства»: визуальные практики, архитектура, дизайн: сб. ст./ редкол.: Л.А.Бажанов (и др.); общ. ред. и сост. И.Н.Духана, К.Милле. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. — С. 41-47.
  13. Барташевич, А.А. Технология художественной обработки древесины / А.А. Барташевич, С.В. Шетько. – Минск: БГТУ, 2012.
  14. Горева, Г.В. Современная станковая живопись Беларуси: зарисовка в социокультурном антураже / Г.В. Горева // Современное искусство после «современного искусства»: визуальные практики, архитектура, дизайн: сб. ст./ редкол.: Л.А.Бажанов (и др.); общ. ред. и сост. И.Н.Духана, К. Милле. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2011.
  15. Духан, И.Н. Становление пространственно-временной концепции в искусстве и проектной культуре ХХ века / И.Н. Духан. — Минск: Издательство Белгосуниверситета, 2010. — 223 с.
  16. Духан, И.Н. Мерло-Понти и Сезанн: к становлению феноменологии видимого / И.Н. Духан // Историко-философский ежегодник'2010. — М.: Центр гуманитарных инициатив. 2011. — С. 171 – 204. (1,5 п.л.)
  17. Духан, И.Н. Эль Лисицкий: геометрия времени. / И.Н. Духан. — М.: Арт-родник, 2011. — 96 с. (6 п.л.)
  18. Духан, И.Н. Воображаемый авангард: идея и пространство Государственного центра современного искусства в Москве / И.Н.Духан // Современное искусство после «современного искусства»: визуальные практики, архитектура, дизайн: сб. ст./ редкол.: Л.А.Бажанов (и др.); общ. ред. и сост. И.Н.Духана, К.Милле. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. — С. 64 – 75.
  19. Духан, И.Н. «Держаться вплотную к видимому»: философия и искусство времени / И.Н.Духан // Вопросы философии. — 2012. — № 6 – 0,9 п.л.
  20. Духан, И.Н. Каллиграф, или актальность классического / И.Н. Духан // Павел Семченко. Мелодиография. Каталогвыставки произведений. — Минск: Артия Групп, 2008.
  21. Духан, И.Н.Perspectiva artificialis, антиперспективизм и время / И.Н. Духан // Культура, эпоха и стиль: клас. искусство Запада. сб. ст. / Государственный институт искусствознания РАН. — М.: , 2010. — С. 368-400. (1,5 п.л.)
  22. Морозов, Е.В. Туристическая мозаика Беларуси / А.И. Локотко, О.Н. Князева, Е.В. Морозов, О.В. Изотова; науч. ред. А.И. Локотко. – Минск: Беларус. Навука, 2011. – 640 с.
  23. Морозов, Е.В. Идеи национального возрождения в архитектурной стилистике Беларуси 1920-1930-х гг./ Е.В. Морозов // Архитектура: сб. науч. тр. / Белорус. нац. техн. ун-т, Архит. фак-т; редкол: А.С.Сардаров (гл. ред.), Е.Е.Нитиевская [и др.]. – Минск, 2012. – Вып. 5. – С..29-33
  24. Сенькин, М.В. Живопись, графика, дизайн: Каталог произведений / М.В. Сенькин. – Минск, ГИУСТ БГУ, 2011. – 76с.
  25. Bazhenova, O. Transit Spaces jako inspiracja współmyślenia o współdziałaniu //Sztuka i filozofia. 29, 2006. SS. 235—256.
  26. Bazhenova, O. Przebudowa wnętrza Kościoła Bożego Ciała w Nieświeżu jako przykład ciągłości europejskiej przestrzeni kulturowej // Zyszyty Naukowe. Zeszyt 25. Rola administracji publicznej, rynek finansowy oraz niektóre aspekty filozoficzno-kulturowe. Warszawa, 2007. S. 121—131.
  27. Bazhenova, O. Kaminski Jan // Lietuvos dailininkų žodynas XVI- XVIII a. Vilnius, 2005. S.150. (0,1 п.л.)
  28. Bazhenova, O. Kondrat // Lietuvos dailininkų žodynas XVI-XVIII a. Vilnius, 2005. S.156. (0,1 п.л.)
  29. Bazhenova, O. Rener Jahannes // Lietuvos dailininkų žodynas XVI- XVIII a. Vilnius, 2005. S.224. (0,1 п.л.)
  30. Bazhenova, O. Heski Ksavery Dominik // Lietuvos dailininkų odynas XVI-XVIII a. Vilnius, 2005. S.129. (0,2 п.л.)
  31. Bazhenova, O. Przebudowa wnętrza Kościoła Bożego Ciała w Nieświeżu jako przykład ciągłości europejskiej przestrzeni kulturowej. // Zyszyty Naukowe. Zeszyt 25. Rola administracji publicznej, rynek finansowy oraz niektóre aspekty filozoficzno-kulturowe. Warszawa, 2007. S.121-131 (0,1пл.)
  32. Dukhan, I. El Lissitzky – Jewish as Universal: From Jewish Style to Pangeometry / I. Dukhan // Ars Judaica: The Bar-Ilan Journal of Jewish Art. 2007. — Vol. 3. — P. 53-72.
  33. Dukhan, I. Transnationale Öffentlichkeit und Dialog im Russischen Berlin. Die Avantgarde-Zeitschrift Vešč – Gegenstand – Objet // Osteuropa. Marz, 2008. S. 37 – 49
  34. Dukhan I., Constructivism, Russian-German Expressionism: Concept and Style of El Lissitzky's Works in 1920s Berlin / I. Dukhan // Staatsbibliotek zu Berlin, Neuerwerbungen der Ostasienabteilung. — 2005 (Sonderheft 10). – S. 53-70. (0,8 п.л.)
  35. Dukhan I. El Lissitzky and the search for New Jewish Art / / I. Dukhan // Jewish artists and Central-Eastern Europe / Ed. by J. Malinowski. – Warszawa: DiG, 2010. — S. 290 – 298. (0,4 п.л.)
  36. Dukhan I. El Lissitzky and the search for New Jewish Art / I. Dukhan // Jewish artists and Central-Eastern Europe / Ed. by J. Malinowski. – Warszawa: DiG, 2010. — S. 280 – 298
  37. Dukhan, I. El Lissitzky and the Search for New Jewish art (Smolensk – Vitebsk – Moscow – Berlin) / I. Dukhan // THE FIRST CONGRESS OF JEWISH ART IN POLAND (Ministry of Culture and National Heritage, 2008
  38. Dukhan, I. Centre national d’art contemporain: avant-garde et imaginaire / I. Dukhan // Art press. – 2011. – N 385. — P. 61 – 78.
  39. Dukhan, I. Lissitzky’s Path to Pressa: Space-Time Concept, Montage, Show / I. Dukhan // Die Pressa, Internationale Pressausstellung Köln 1928 /Hg. S. Marten-Finnis und M. Nagel. — Bremen: Edition lumière, 2012.- S. 161 – 217
  40. Dukhan, I. Constructivism, Russian-German Expressionism: Concept and Style of El Lissitzky's Works in 1920s Berlin. / I. Dukhan — Staatsbibliotek zu Berlin, Neuerwerbungen der Ostasienabteilung, 2005 (Sonderheft 10)
  41. Dukhan, I. Dream and Experiment: Time and Style in 1920s Berlin Émigré Magazines: Zhar Ptitsa and Milgroym (co-authorship with Susanna Marten-Finnis) / I. Dukhan // East European Jewish Affairs, vol. 35, No 2 (December 2005)
  42. Dukhan, I. Jewish Art: Re-Evaluation / I. Dukhan // East European Jewish Affairs. Volume 36, Number 1 / June 2006
  43. Dukhan, I. Zwei Utopien — Kunst und Architektur in Belarus / I. Dukhan // Wostok Spezial (Belarus im Zentrum Europas). — Berlin, 2002.