кафедра
искусств и средового дизайна

Духан Игорь Николаевич

Dukhan-blackwhite
Кафедра
искусств и средового дизайна
Должность
Заведующий кафедрой, профессор
Ученая степень
доктор философских наук, кандидат архитектуры
Контакты
тел.: + 375 17 2228221, факс: +375 17 2230430 e-mail: IgDukhan@gmail.com

Информация

Образование и повышение квалификации:

Архитектурный факультет, Белорусская государственная политехническая академия (1984 — 1990), аспирантура, Белорусская государственная политехническая академия и Российская Академия архитектуры и строительных наук (1990 — 1994), Институт-музей современного искусства Министерства культуры Франции (стажировка и обучение, 1994), Зальцбургский семинар американистики, Зальцбург-Леопольдскрон (стажировка и обучение, 1995), Факультет гуманитарных наук, Иерусалимский университет (стажировка, 2000), университет Северной Каролины и Массачусетский институт технологий (научная стажировка, 2001), Школа языков, литературы и искусства, Королевский университет Белфаста (научная стажировка, 2005-2006). Прошел курсы повышения квалификации РИВШ (2016. 2018). В 1999 защищена диссертация «Художественная концепция времени в градостроительном искусстве» на соискание ученой степень кандидата архитектуры (диплом КН01950 ВАК РБ по специальности Теория архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия), в 2012 году защищена диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук «Становление концепции времени в искусстве и проектной культуре ХХ века» (диплом ДН000980 ВАК РБ по специальности Философская антропология, философия культуры).

Работа и профессиональная деятельность:

Работал архитектором и исследователем в институте «Белреставрация» (1984–1988), дизайнером и научным сотрудником Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (1988–1992), заведующим кафедрой теории и истории искусств Европейского гуманитарного университета (1992–1997), руководителем Международного центра культуры, искусства и коммуникаций (1997–1999), заведующим кафедрой искусств Белорусского государственного университета (с 1999). В 2000 – 2017 приглашался в качестве визитного профессора Баухауза, университета Мичигана в Анн Арбор, Королевского университета Белфаста, университетов Северной Каролины, Палермо, Эдинбурга, МГУ им. М.В.Ломоносова, Британской библиотеки. Учаcтвовал в проектах «Исследование влияния национальных особенностей и региональных условий на формирование и тенденции развития жилой предметной среды» (Москва, ВНИИТЭ, 1988); «Жилище 2000 года» (Москва, ВНИИТЭ, 1989); НИР «Искусствознание в системе культуры» (руководитель проекта, Министерство образования и науки РБ , 1993–1995); «Архитектурно- градостроительный проект комплекса Белорусского государственного университета на проспекте Машерова» (2003) и др. Автор художественной концепции экспозиции «Минск. Искусство — Пространство — Время» (в рамках Фестиваля в куполе Тысячелетия, Лондон – Гринвич, 2000), участвовал в разработке концепции павильонов Беларуси ЭКСПО-2010 в Шанхае и ЭКСПО-2017 в Астане. Куратор Республиканской выставки современного искусства (Министерство культуры РБ).

Член докторского диссертационного совета по культурологии НИУ «Высшая школа экономики» (Москва), Европейского общества культуры, член-корреспондент Международной академии архитектуры (Белорусское отделение), член Совета Белорусского союза дизайнеров (2008-2015), член правления Белорусского союза архитекторов. Делегат Первого и Второго съездов ученых Беларуси, Генеральных ассамблей Мирового ОРТ, председатель жюри международного фестиваля современного и авангардного искусства «Мамонт», член жюри национального павильона Беларуси на Венецианской биеннале (Министерство культуры Беларуси), оргкомитетов международных экспозиций современного искусства, дизайна, архитектуры. Награжден Почетными грамотами Министерства образования Республики Беларусь (2015), БГУ (2005, 2011, 2015), Международной ассоциации Союзов дизайнеров (2015), Белорусского союза архитекторов (2009, 2011).

Научные интересы:

Теория и методология современного искусства и дизайна, художественное проектирование города, философия искусства и архитектуры, международная культурная политика.

Читаемые курсы:
Основные публикации:

Монографии:

  1. Теория искусств. Категория времени в архитектуре и изобразительном искусстве. Минск: Издательство Белгосуниверситета, 2005. 104 с.
  2. Становление пространственно-временной концепции в искусстве и проектной культуре ХХ века. Минск: Издательство Белгосуниверситета, 2010. 223 с.
  3. Minsk: Art-Time-Space. Prospect of the Architectural and Artistic Exposition at the Millennium Dome. Minsk: Minsk City Executive Committee; London: Millennium Dome, 30 р.
  4. Эль Лисицкий: геометрия времени. М.: Арт-родник, 2010. 96 с.
  5. Духан, И. Н. Минск. Проспект Независимости [текст] / Духан И.Н. – Минск: Беловагрупп, 2016. — 441 с. = Igor Dukhan. Minsk. Independence Avenue (text) / Dukhan I. – Minsk: Belovagroup, 2016. – 441 p. (на русском и английском языках).

 

Общее научное редактирование монографий и сборников научных статей

  1. Милле К. Современное искусство Франции. Под. ред. И.Н.Духан. Пер.с франц. Л.П. Морозова, А.М. Дудина, А. В. Жук, С.М. Артюшевская. — Минск: Пропилеи, 1995.- 335 с.
  2. Диалог культур и культурная политика. — Минск: Международный центр культуры и искусства, 1998. — 225 с.
  3. Научные труды Государственного института управления и социальных технологий Белорусского государственного университета. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. – 340 с.
  4. Искусство и философия. Материалы международной конференции, посвященной столетию со дня рождения Ж.-П. Сартра и Э. Левинаса / Белорусский государственный университет; Под. ред. И. Н. Духана и А. А. Легчилина. — Минск: БГУ, 2007. — 301 с.
  5. Авангард и культуры: искусство, дизайн, среда. Сб. ст. / ЮНЕСКО, Белорусский государственный университет; Под. ред. И. Н. Духана. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. — 211 с.
  6. Современное искусство после «современного искусства»: визуальные практики, архитектура, дизайн : сб. ст. / редкол. : Л. А. Бажанов [и др.]; общ. ред. и сост. И. Н. Духана, К. Милле ; пер. с фр. И. Г. Драбкиной, И. Н. Духана. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2011. — 176 с.
  7. Art in Translation, Special issue: Russian Art and Architecture of the early Twentieth Century / под редакцией Igor Dukhan and Richard Anderson; University of Edinburgh and Getty Foundation; Routledge Publishing House. – 2016. — vol. 8. — issue 2. – 277 p.

 

Избранные статьи в научных и художественно-критических журналах и сборниках статей. Разделы научных монографий.

  1. Ад Шангауэра да Гоi // Мастацтва Беларусi. — 1986 — N1. С. 40-43.
  2. О программе и составе иконостасов Белоруссии XVII — XVIII веков // Советское славяноведение. 1988. — № 2. — С. 70 — 84.
  3. Два стагоддзi яраслаускага партрэта // Лiтаратура i мастацтва. — 1983 (9 верасня). — №36. — С. 14-15
  4. Майстры малдаускага жывапiсу // Лiтаратура i мастацтва. – 1983 (23 снежня). — № 51. — С. 2
  5. Велiчнае i цудоунае // Лiтаратура i мастацтва. — 1983 (4 лютага). — № 5. — С. 2
  6. Дзецi у выяулнчым мастацтве // Лiтаратура i мастацтва. — 1983 (14 кастрычнiка).- № 41. — С. 2
  7. Срасцiжэнне прыгажосцi // Лiтаратура i мастацтва. — 1983 (15 лiпеня). — № 28. — С. 2
  8. О проблемам дизайна // Dizains 7. — Riga, Latvijaz Dizaina Centrs, С. 67-70.
  9. К “грамматике” предметного ансамбля // История культуры и поэтика: Сб. ст. / Академия наук СССР. Институт славяноведения и балканистики. Под ред. Л.А. Сафроновой. ─ М.: Академия наук СССР, 1989. ─ С. 27 — 39.
  10. Категория изменчивости в интерпретации городской среды // Х Всесоюзная конференция по логике, методологии и философии науки. ─ Минск, 1990. ─  С. 170 — 172.
  11. История и время градостроительного произведения // История и культура: Сб. ст. / Академия наук СССР. Институт славяноведения и балканистики. Под ред. Л.А. Сафроновой. ─ М.: Наука, 1991. ─ С. 82 — 84.
  12. Произведение искусства в архитектурном пространстве барокко // Nou gotikos iki Romantismo: Сб. ст. / Red.: I. Vaisvilaite. ─ Vilnius: Academia, 1992. ─ P. 245 — 262.
  13. Проблема времени в западноевропейском урбанизме второй половины XIX века // Диалог культур: Сб. ст. / Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Институт высших гуманитарных исследований Российского государственного гуманитарного университета; Под ред. И. Е. Даниловой. ─ М.:РГГУ и ГМИИ им. А.Пушкина, 1994. ─ С.117 — 131.
  14. Современное искусство — история продолжается // Милле К. Современное искусство Франции. Под. ред. И.Н.Духан. Пер.с франц. Л.П. Морозова, А.М. Дудина, А. В. Жук, С.М. Артюшевская. ─ Минск: Пропилеи, 1995. ─ С. 6 — 13.
  15. Культурная политика versus многообразия культурных миров // Диалог культур и культурная политика: Сб. ст. / Международный центр культуры, искусства и коммуникаций; Сост. И.Н.Духан.- Минск, 1998. — С. 14 — 38.
  16. О художественном времени градостроительной композиции // Введение во храм: Сб. ст. в честь И. Е. Даниловой / Под. ред. Л.И. Акимовой. ─ М.: Языки русской культуры, 1998. ─ С. 428 — 441.
  17. Beyond the Holy City: Symbolic Intentions in the Avant — Garde Urban Utopia // The Real and Ideal Jerusalem in Jewish, Christian and Islamic Art / Ed. by B. Kuhnel. ─ Jerusalem: The Hebrew University of Jerusalem, 1998. ─ P. 565 — 575.
  18. Становление утопического пространства в архитектуре ХХ века. // Россия — Германия. Культурные связи, искусство, литература в первой половине двадцатого века / Под. ред. И.Е. Даниловой. — М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2000. — С. 295 — 323.
  19. Тень бытия: искусство и Эмманюэль Левинас // Евреи в меняющемся мире. Сб. науч. ст. /Латвийский университет; Редкол.: Г. Брановер и др. — Рига, 2000. С. 45-59.
  20. Барнетт Ньюман, Onement I // Материалы Восьмой Ежегодной Международной Междисциплинарной Конференции по иудаике / Институт славяноведения РАН, Центр «Сэвер». М.: Институт славяноведения; редколл.: В. В. Мочалова и др. – Институт славяноведения РАН, 2001. — С. 264-276.
  21. The Ethics of Representation and Modern Art // Ethics and Literature. /Ed. by D. Gelhard. — Cambridge (Mass.), 2001. — Р. 92-107.
  22. Италия в итальянском дизайне // PRO-дизайн. 2001, № 3. — С. 24-26.
  23. Архитектура как символическая форма // Архитектурное образование: глобальные тенденции и региональные традиции: Сб. науч. ст. /Редкол.: Г. Г. Баранец и др. — Минск: Белорусский национальный технический университет, 2002. — С. 20-24.
  24. Эль Лисицкий и монтаж времени // PRO-дизайн. 2002. — №4. — С. 33-37.
  25. Сергей Саркисов: тектоника знака // PRO-дизайн. 2002. — №4. — С. 21-23.
  26. Zwei Utopien — Kunst und Architektur in Belarus // Wostok Spezial (Belarus im Zentrum Europas). Berlin, 2002. — S. 20-24.
  27. Baroque City: the Conception of Time and History // Acta Academiae Artium Vilnensis. 2001. — Vol. 21. — P. 263-287.
  28. Эль Лисицкий, еврейский стиль, авангард // Материалы 11й Международной Междисциплинарной Конференции по Иудаике / Институт славяноведения РАН, Центр «Сэвер»; Институт славяноведения РАН; Редколл.: В. В. Мочалова и др. – М., 2004. С. 313-341.
  29. От varieta к утопии: образы пространства Минска XVI – XX веков // Научные труды Государственного института управления и социальных технологий БГУ /Редкол.: П. И. Бригадин и др. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2004. — С. 147 – 174.
  30. Эммануэль Левинас и тотальность искусства // Вестник Еврейского университета (Иерусалим – Москва). — 2004, 9 (27). — С. 237 – 251.
  31. Рец. На книгу: Казовский Г. Художники Культур-Лиги. М.-Иерусалим, 2003 // Вестник Еврейского университета (Иерусалим – Москва). — 2004, 9 (27). — С. 397-401.
  32. Jewishness, Constructivism, Russian-German Expressionism: Concept and Style of El Lissitzky’s Works in 1920s Berlin // Staatsbibliotek zu Berlin, Neuerwerbungen der Ostasienabteilung. — 2005 (Sonderheft 10). – S. 53-70.
  33. Dream and Experiment: Time and Style in 1920s Berlin Émigré Magazines: Zhar Ptitsa and Milgroym (with Susanna Marten-Finnis) // East European Jewish Affairs. — 2005 (December). — vol. 35. — No 2. — P. 225 – 245.
  34. Jewish Art: Re-Evaluation // East European Jewish Affairs. 2006. — Volume 36. — N 1 / June. Р. 97 – 120.
  35. Гульня рэпрэзентацый // Мастацтва. – — N 2. С. 2-7.
  36. Творчасць, тэхналогii, вiртуальнае (в соавторстве с Анатолием Гринбергом) // Мастацтва. — N — 2006. — С. 2-8.
  37. Эль Лисицкий и русско-еврейско-немецкий авангард // Русско-еврейская культура /Институт славяноведения РАН, Отв ред. О. В. Будницкий. — М.: Роспэн, 2006. — С. 453-472.
  38. Проектирование образа времени // Научные труды Государственного института управления и социальных технологий Белорусского государственного университета /Редкол.: П.И. Бригадин и др. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. — С. 460-481.
  39. Искусство и философия: необходимость взаимодействия (в соавторстве с А. А. Легчилиным) // Искусство и философия. Материалы международной конференции, посвященной столетию со дня рождения Ж.-П. Сартра и Э. Левинаса / Белорусский государственный университет; Под. ред. И. Н. Духана и А. А. Легчилина. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. — С. 7-10.
  40. Заметки на полях «Реальности и ее тени» // Искусство и философия. Материалы международной конференции, посвященной столетию со дня рождения Ж.-П. Сартра и Э. Левинаса / Белорусский государственный университет; под. ред. И. Н. Духана и А. А. Легчилина. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. С. 206-213.
  41. El Lissitzky – Jewish as Universal: From Jewish Style to Pangeometry // Ars Judaica: The Bar-Ilan Journal of Jewish Art. — 2007. — Vol. 3. — P. 53-72.
  42. Музэй у кантэксце сучаснай культуры // Мастацтва. — 2007. — №1. — С. 3-5.
  43. Авангард и «авангарды» в искусстве и проектной культуре 20 века (введение) // Авангард и культуры: искусство, дизайн, среда.  Сб. ст. / ЮНЕСКО, / Белорусский государственный университет; Под. ред. И. Н. Духана. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. — С. 12-20.
  44. Утопическое в средообразовании авангарда // Авангард и культуры: искусство, дизайн, среда.  Сб. ст. / ЮНЕСКО, Белорусский государственный университет; под. ред. И. Н. Духана. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. — С. 183-193.
  45. Введение // Интерьер и свет в итальянском дизайне. Design Italiano: Luci e Arredi. Каталог выставки. 2008. С. 3-8.
  46. Введение // Michelangelo Pistoletto / Gianna Nannini. Il Terzo Paradiso. Каталог выставки. С. 24-30.
  47. Transnationale Öffentlichkeit und Dialog im Russischen Berlin. Die Avantgarde-Zeitschrift Vešč – Gegenstand – Objet // Osteuropa. Marz, 2008. S. 37 – 49 (with Susanne Marten-Finnis).
  48. Гульні розуму ці пошук універсалій. З рэдакцыйнага “Круглага стала” па пытаннях тэорыі мастацтва. Тэкст дыскусыі.Мастацтва,2008, 2. С.4-11.
  49. Каллиграф, или актальность классического // Павел Семченко. Мелодиография. Каталогвыставки произведений. Минск: Артия Групп, 2008. С.49-50.
  50. Классические формы и порядок времени // Архитектура и строительство. 2009. № 3. С. 68-74.
  51. Чувственная геометрия: этюд к философии классической пропорциональности // Архитектура и строительные науки. 2009. C. 7 – 11.
  52. Философия классического в искусстве и проектной культуре модернизма // Вопросы философии. — 2009. — N 6. — С. 47-59.
  53. Эммануэль Левинас и возможность искусства // Кафоликия / Институт межконфессионального диалога. Сб. научн. трудов. Под ред. А. В. Данилова. Минск: Зорны верасок, 2009. С. 104-111.
  54. Искусство длительности: философия Анри Бергсона и художественный эксперимент // Логос, №3. С. 185-203.
  55. «Реконструкция времени» как философия классического формообразования // Философские науки. 2009. №12. С. 76-92.
  56. Пространство, время, стиль в архитектуре и искусстве второй половины ХIХ века // Очерки истории теории архитектуры Нового и Новейшего времени / Российская академия архитектуры и строительных наук; НИИ теории архитектуры и градостроительства; под ред. И. А. Азизян. – Санкт-Петербург: Коло, 2009. С. 218-249.
  57. Кубизм и длительность // Искусствознание. 2010. № 1-2.
  58. Длительность и гипостазис: Бергсон, Левинас и художественное переживание времени // Вопросы философии. 2010. № 6. С. 33 – 44.
  59. Perspectiva artificialis, антиперспективизм и время // Культура, эпоха и стиль: классическое искусство Запада. Сб. ст. / Государственный институт искусствознания РАН. — М.:, 2010. — С. 368-400.
  60. Визуальная пангеометрия: Эль Лисицкий в становлении пространственно-временнóй концепции искусства авангарда // Искусствознание. 2010. № 3-4.
  61. Меж-временье: критика искусства в становлении этической философии Эмманюэля Левинаса (1940-е гг.) // Историко-философский ежегодник’2009. М.: Центр гуманитарных инициатив. 2010. С. 195-218.
  62. El Lissitzky and the search for New Jewish Art // Polish Jewish artists and Central-Eastern Europe / Ed. by J. Malinowski. – Warszawa: DiG, 2010.- S.  290 – 298.
  63. Centre national d’art contemporain: avant-garde et imaginaire // Art press. – 2011. – N 385. — P. 61 – 68. (0,3 п.л.).
  64. Lissitzky’s Path to Pressa: Space-Time Concept, Montage, Show // Die Pressa, Internationale Pressausstellung Köln 1928 /Hg. S. Marten-Finnis und M. Nagel. — Bremen: Edition lumière, 2012.- S. 161 – 217 (2,7 п.л.).
  65. «Держаться вплотную к видимому»: философия и искусство времени // Вопросы философии. 2012. № 7. С. 64-74.
  66. Неоклассицизм и счастье: ансамбль проспекта Независимости в Минске // Искусствознание (международный научный журнал РАН, Москва). – 2014. — №3-4.- С. 124 – 161.
  67. Горизонталь и Возвышенное // Academia (международный научный журнал Российской академии архитектуры и строительных наук, Москва). – 2014. — №4.- С. 67 — 83.
  68. Духан I., Баженава В., Лобан I. Прастора I фактура // Мастацтва. – 2014. — № 6.
  69. Духан I., Аладау В., Баженава В. Архі­тэк­тур­ны ма­дэр­нізм са­вец­ка­га ча­су // Мастацтва. – 2015. — № 40-44.
  70. Духан I., Баженава В., Лобан I. А хто там iдзе? // Мастацтва. – 2015. — № 8. С. 24-26.
  71. Dukhan I. Controversies and Transfigurations: Views on Russian Twentieth-Century Arts and Architecture // Art in Translation, 2016, vol. 8, issue 2, pages 129-136.
  72. Visual Geometry: El Lissitzky and the Establishment of Conceptions of Space–Time in Avant-garde Art // // Art in Translation, 2016, vol. 8, issue 2, pages 194-220.
  73. Irina Antonovadu musée Pouchkine au musée imaginaire // Art press, N 439 (decembre 2016), p. 36-44.
  74. Мадэрнізм – незавершаны праект? // Мастацтва. – — № 5 (410). – 18-22 с.
  75. Анжелюс. Блики нездешнего света /И.Н.Духан // Ирина Лобан. Звуки цвета : акварель, рисунок, книжная иллюстрация: [каталог / вступ. ст.: М. Бершадская, И. Духан, С. Митурич]. — Минск : Альтиора Форте, 2017. — 70 с. С. 5-11.
  76. L’école de Vitebsk: l’art de l’éternel retour. Art Press, N°456 (Juin, 2018), 71-77.
Избранные архитектурно-дизайнерские и художественные проекты
  1. Экспозиция «Minsk. Art — Space — Time». Minsk and Belarus Day at the Millennium Dome. London, Greenwich. July, 2000.
  2. Дизайн итальянского ресторана Voglia Matta, Минск. 2001-2002.
  3. Beyond Constructivism. Международная выставка искусства и дизайна (Piazza Armerina, Italy; апрель 2007). Куратор и экспонент (“Rome in Minsk” (фотомонтаж).
  4. Полифункциональный архитектурный комплекс Белорусского государственного университета на проспекте Машерова. Архитектурно- градостроительный проект. В соавторстве с В. С. Белянкиным (руководитель творческой группы), Ю.Шишко и др. Минск. 2003.