Дезадаптация и стресс в жизни студента

Дата: 2020/10/12


Начало студенческой жизни — серьезное испытание для боль­шинства студентов. Им необходимо принять новую социальную роль студента, привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям к повседневным обязанностям, приобщиться к профессии.

Сущность проблемы социально-психологической адаптации заключается в успешном освоении новых условий деятельности и вхождении, «вживании» в систему иных официальных и неофициальных взаи­моотношений, нахождение, занятие в новой микросреде определен­ного статуса, самоутверждение в эмоционально-комфортной, пер­спективно-обнадеживающей позиции. Данные события могут спровоцировать в жизни студента острую стрессовую реакцию:

  • Тревожность — все время прокручиваются воображаемые ситуации негативного характера, вызывающие страх или апатию. Это состояние имеет определённые телесные проявления: учащенное дыхание, сердцебиение, головокружение и дрожание конечностей, психическое и мышечное напряжение и др. Следует отметить, что высокий уровень тревожности вызывает нарушение сна.
  • Снижение ясности мышления из-за рассеянности и потеря способности к концентрации внимания.
  • Страх. Может появиться боязнь выйти из дома, потерять близких людей. Человек может бояться, что опять произойдет травмирующее событие, что он потеряет над собой контроль, пребывая при этом в постоянном физическом и психическом напряжении.
  • Избегание или поглощение. При избегании постоянное физическое и психическое напряжение позволяет не допустить в сознание травмирующие события, они вытесняются в подсознание. Другая реакция – поглощение, наблюдающееся, когда человек постоянно возвращается к происшедшему. Один из вариантов поглощения – так называемая «умственная жвачка», когда одно и то же событие навязчиво прокручивается в мозгу. Могут возникать вспышки воспоминаний, кошмарные сны, в которых человек опять испытывает те же переживания. Чувства могут возвращаться внезапно, и это может быть очень тяжело и пугающе.

Такие реакции вызывают перемены в поведении. Человек начинает избегать контактов с родными, близкими, у него появляется чувство, что он одинок и его никто не может понять, вследствие чего он еще больше отдаляется от людей, что удлиняет путь к исцелению.

  • Депрессия. Этот вид эмоционального состояния возникает при посттравматических расстройствах, особенно если они включают потерю или унижение чести и достоинства личности. Признаками являются сниженная жизненная активность, подавленное настроение, потеря интереса к внешнему миру, ощущение апатии и усталости. Если ситуация не получила положительного разрешения, депрессия как эмоциональное состояние может перерасти в депрессию как психическое расстройство.
  • Гнев. Рождается из чувства обиды на кого-то. Человек может его испытывать по отношению к умершему или ушедшему из его жизни человеку. Гнев также может возникать по поводу несправедливости и бессмысленности происшедшего или против тех, кто был, как человеку кажется, причиной случившегося.
  • Вина. Чувство моральной ответственности за действия, которые причинили боль или нанесли ущерб другим людям. Могут возникнуть сомнения, все ли от него зависящее человек сделал при оказании помощи. Если человек выжил после катастрофы, вместо радости он может испытывать чувство вины за то, что выжил.
  • Стыд. Возникает желание убежать и спрятаться. Переживается, как правило, людьми, которые стали жертвами насилия, включая сексуальное. Им кажется, что если они расскажут кому-то (даже психологу), что с ними произошло, их перестанут уважать. Это чувство затрудняет путь к избавлению от тягостных переживаний.

Как можно помочь себе или тому, кто оказался  в стрессовой ситуации?

  • Обратить внимание в тело. Простая забота о физическом комфорте — это самая первая и самая главная помощь в критической ситуации.
  • Обратить внимание на дыхание. Простые дыхательные практики, ритмичное дыхание и наблюдение за ним помогают успокоиться, снизить уровень эмоциональности.
  • Дать возможность выговориться. Будет здорово, если рядом окажется такой человек, который искренне готов выслушать все, что произошло.
  • Начать действовать. Чувство беспомощности в связи с трагедией лучше всего проработать с помощью конкретных действий. Это может быть посильная помощь пострадавшим и все то, что позволяет проявить участие и поддержку в сложившейся ситуации.

Как быть, когда рядом плачущий человек?

  • Будьте рядом. Очень часто плачущий человек ощущает сильное одиночество. Но при этом и лишние свидетели слез ему тоже не нужны. Если человек расплакался в толпе, то предложите ему отойти в более уединенное место «Давай отойдем вот туда» (подойдет любое тихое место, машина, уборная, палатка)
  • Впервые минуты горького плача человеку не нужны слова, советы, поиск решения. Достаточно простых слов вроде «Я рядом», «Я с тобой», «Угу», «Ага», кивания головой.
  • Физический контакт. Если это близкий человек, вы можете аккуратно взять его за руку, погладить по спине, обнять. Если это малознакомый человек, то нужно узнать его отношение к касаниям, спросите прямо: «Ты не против, если я тебя обниму?», «Можно я тебя возьму за руку?» Если человек отказывается, то можно предложить накинуть на себя плед. Это создает ощущение кокона и защищенности.
  • Через некоторое время плача спросите человека «Как я могу тебя поддержать?», «Могу ли я что-то сейчас для тебя сделать?» Будьте готовы, что человек может попросить вас уйти. Уходите, но скажите, что вы рядом и готов поддержать в любой момент.
  • Не вынуждайте человека говорить и рассказывать про переживания. Не все готовы и хотят делиться произошедшим. Но если человек начинает рассказывать, то слушайте. Можно повторять его же слова «Это было ужасно» — «Да, ужасно»

Слезы — это не признак слабости. Люди плачут, так как это естественный способ дать выход эмоциям. Вам может быть непросто, если вы сами стараетесь никогда не плакать. Тогда просто побудьте рядом, но не останавливайте плач.

Ваш психолог: Юлия Владимировна Улахович +375293424574

(он-лайн — Viber, WhatsApp); эл. адрес juliya_ps09@mail.ru

Читайте также