Основные результаты научной и инновационной деятельности за 2013 год гуманитарного факультета

Дата: 2014/01/13


На заседании Совета гуманитарного факультета 30 декабря 2013 года подведены и одобрены основные результаты научной и инновационной деятельности сотрудников факультета за 2013 год.

В течение 2013  года на гуманитарном факультета была проведена научно-исследовательская работа по 9 темам, что соответствует плану НИР на 2013 год. Все темы являются актуальными, поскольку представляют собой комплексный подход к исследованию отдельных свойств и адаптации личности в социуме, повышения качества образования и сориентированы на реализацию целей, задач и принципов системы образования Республики Беларусь. Научные исследования и инновационная деятельность включала разработку новейших методов и методик, имеющие практическую значимость и ценность для педагогического процесса в высших учебных заведениях и практической деятельности. Результаты научно-исследовательских разработок представлены в научных публикациях и учебных пособиях.

Основными результатами научной деятельности и инновационной деятельности за 2013 г. гуманитарного факультета являются следующие:

  • исследовано применение вариантов метода возмущений  к решению задач механики разрушения для областей с сингулярностями границы (угловая точка, трещина); оценки локальных и глобальных характеристик разрушения в непосредственной окрестности вершины, построение полных решений, на основе аппарата энергетических инвариантов; разработаны методы и алгоритмы прогнозирования стохастических процессов, в том числе нестационарных, оценивания и фильтрации информационных параметров при наличии негауссовских возмущающих процессов (кафедра информационных технологий);
  • определены критерии психофизиологической адаптации студентов в учебном процессе (кафедра экологии человека);
  • выработана прогностическая модель исследования соотношения универсального и национального в мировой культуре в целом и в каждой национальной в частности, в том числе и белорусской культуры с ее поликультурным характером (кафедра культурологи);
  • охарактеризованы личностные качества студентов, обучающихся социальной работе; установлен уровень их эмпатических способностей; описаны типы реакций при межличностном взаимодействии студентов, мотивы профессиональной деятельности и уровень профессиональной идентичности, охарактеризованы ценностные ориентации студентов, обучающихся социальной работе; разработана программа тренинга профессиональной идентичности для специалистов социальной сферы (кафедра общей и клинической психологии);
  • разработанные методические рекомендации по использованию компьютерных программ (кафедра общенаучных дисциплин);
  • сформированы основы научно-исследовательской школы когнитивно-дискурсивных исследований языка и речи, выявляющих философско-мировоззренческие, общественно-политические и культурно-исторические аспекты духовной жизни народа и современного человека (кафедра теории и практики перевода);
  • разработана методика формирования социокультурной компетенции при организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов (кафедра немецкого языка);
  • обоснована новая модель профессиональной подготовки специалистов дизайнеров в Республике Беларусь (кафедра дизайна);
  • определен механизм, функции социального менеджмента, изучены особенности менеджмента в сфере социальных услуг,  эффективность услуг в социальной сфере (кафедра менеджмента и организации здравоохранения).

По состоянию на 31 декабря 2013 года на гуманитарном факультете численность штатного профессорско-преподавательского состава (ППС) представлена:

  • 183 физическими лицами,
  • из них 5 докторов наук,
  • 55 кандидатов наук,
  • 11 магистров,
  • 11 аспирантов,
  • 27 магистрантов.

Качественный состав штатных научных и научно-педагогических кадров представлен в таблице.

Таблица № 1. Качественный состав штатных научных и научно-педагогических кадров Гуманитарного факультета по состоянию на 31 декабря 2013 г.

Возрастная категория Профессорско-преподавательский состав
Всего в том числе
докторов кандидатов
1 2 3 4
Гуманитарный факультет
до 29 лет 24 0 1
30-39 лет 54 0 14
40-49 лет 48 0 12
50-59 лет 30 5 15
60-69 лет 27 0 15
ВСЕГО: 183 5 55

Из таблицы видно, что гуманитарный факультет обладает достаточно молодым научным кадровым потенциалом, возрастные категории распределены относительно равномерно.

Результаты научной и инновационной деятельности нашли применение и использование научных разработок народном хозяйстве и учебном процессе. Внедрение научных разработок в учебный процесс, а также в исследовательскую и практическую работу осуществлялось следующим образом:

  • подготовка учебно-методических пособий;
  • разработка новых учебных курсов и обновление материала читаемых курсов и спецкурсов;
  • обновление тематики курсовых и дипломных работ, а также тематики НИРС.

 Согласно актам внедрения в народном хозяйстве внедрена одна научная разработка, в учебном процессе – используется 17 научных разработок.

Основные показатели учебно-исследовательской деятельности сотрудников гуманитарного факультета отражены:

  • в 111 научных статьях,
  • 7 монографиях,
  • 21 учебно-методическом пособии,
  • 84 электронных публикациях,
  • 45 сборниках материалов международных научно-практических конференций.

За 2013 г. разработаны 54 методические рекомендации, инструкции и учебные программы, утверждены 2 типовые программы.

Профессорско-преподавательский коллектив опубликовал тезисы и принял участие в 204 научных конференциях, 16 из которых за пределами СНГ.

Специалистами осуществлено 24 научных редактирования и рецензирования.

Всего общее количество публикаций сотрудников гуманитарного факультета представлено в 509 научных изданиях.

Основные результаты научно-исследовательской работы и инновационной деятельности за 2013 год представлены в итоговом  отчете.  Годовой план гуманитарного факультета по НИОКР выполнен в полном объеме.

Читайте также