На заседании Совета гуманитарного факультета 30 декабря 2013 года подведены и одобрены основные результаты научной и инновационной деятельности сотрудников факультета за 2013 год.
В течение 2013 года на гуманитарном факультета была проведена научно-исследовательская работа по 9 темам, что соответствует плану НИР на 2013 год. Все темы являются актуальными, поскольку представляют собой комплексный подход к исследованию отдельных свойств и адаптации личности в социуме, повышения качества образования и сориентированы на реализацию целей, задач и принципов системы образования Республики Беларусь. Научные исследования и инновационная деятельность включала разработку новейших методов и методик, имеющие практическую значимость и ценность для педагогического процесса в высших учебных заведениях и практической деятельности. Результаты научно-исследовательских разработок представлены в научных публикациях и учебных пособиях.
Основными результатами научной деятельности и инновационной деятельности за 2013 г. гуманитарного факультета являются следующие:
- исследовано применение вариантов метода возмущений к решению задач механики разрушения для областей с сингулярностями границы (угловая точка, трещина); оценки локальных и глобальных характеристик разрушения в непосредственной окрестности вершины, построение полных решений, на основе аппарата энергетических инвариантов; разработаны методы и алгоритмы прогнозирования стохастических процессов, в том числе нестационарных, оценивания и фильтрации информационных параметров при наличии негауссовских возмущающих процессов (кафедра информационных технологий);
- определены критерии психофизиологической адаптации студентов в учебном процессе (кафедра экологии человека);
- выработана прогностическая модель исследования соотношения универсального и национального в мировой культуре в целом и в каждой национальной в частности, в том числе и белорусской культуры с ее поликультурным характером (кафедра культурологи);
- охарактеризованы личностные качества студентов, обучающихся социальной работе; установлен уровень их эмпатических способностей; описаны типы реакций при межличностном взаимодействии студентов, мотивы профессиональной деятельности и уровень профессиональной идентичности, охарактеризованы ценностные ориентации студентов, обучающихся социальной работе; разработана программа тренинга профессиональной идентичности для специалистов социальной сферы (кафедра общей и клинической психологии);
- разработанные методические рекомендации по использованию компьютерных программ (кафедра общенаучных дисциплин);
- сформированы основы научно-исследовательской школы когнитивно-дискурсивных исследований языка и речи, выявляющих философско-мировоззренческие, общественно-политические и культурно-исторические аспекты духовной жизни народа и современного человека (кафедра теории и практики перевода);
- разработана методика формирования социокультурной компетенции при организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов (кафедра немецкого языка);
- обоснована новая модель профессиональной подготовки специалистов дизайнеров в Республике Беларусь (кафедра дизайна);
- определен механизм, функции социального менеджмента, изучены особенности менеджмента в сфере социальных услуг, эффективность услуг в социальной сфере (кафедра менеджмента и организации здравоохранения).
По состоянию на 31 декабря 2013 года на гуманитарном факультете численность штатного профессорско-преподавательского состава (ППС) представлена:
- 183 физическими лицами,
- из них 5 докторов наук,
- 55 кандидатов наук,
- 11 магистров,
- 11 аспирантов,
- 27 магистрантов.
Качественный состав штатных научных и научно-педагогических кадров представлен в таблице.
Таблица № 1. Качественный состав штатных научных и научно-педагогических кадров Гуманитарного факультета по состоянию на 31 декабря 2013 г.
Возрастная категория | Профессорско-преподавательский состав | ||
Всего | в том числе | ||
докторов | кандидатов | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Гуманитарный факультет | |||
до 29 лет | 24 | 0 | 1 |
30-39 лет | 54 | 0 | 14 |
40-49 лет | 48 | 0 | 12 |
50-59 лет | 30 | 5 | 15 |
60-69 лет | 27 | 0 | 15 |
ВСЕГО: | 183 | 5 | 55 |
Из таблицы видно, что гуманитарный факультет обладает достаточно молодым научным кадровым потенциалом, возрастные категории распределены относительно равномерно.
Результаты научной и инновационной деятельности нашли применение и использование научных разработок народном хозяйстве и учебном процессе. Внедрение научных разработок в учебный процесс, а также в исследовательскую и практическую работу осуществлялось следующим образом:
- подготовка учебно-методических пособий;
- разработка новых учебных курсов и обновление материала читаемых курсов и спецкурсов;
- обновление тематики курсовых и дипломных работ, а также тематики НИРС.
Согласно актам внедрения в народном хозяйстве внедрена одна научная разработка, в учебном процессе – используется 17 научных разработок.
Основные показатели учебно-исследовательской деятельности сотрудников гуманитарного факультета отражены:
- в 111 научных статьях,
- 7 монографиях,
- 21 учебно-методическом пособии,
- 84 электронных публикациях,
- 45 сборниках материалов международных научно-практических конференций.
За 2013 г. разработаны 54 методические рекомендации, инструкции и учебные программы, утверждены 2 типовые программы.
Профессорско-преподавательский коллектив опубликовал тезисы и принял участие в 204 научных конференциях, 16 из которых за пределами СНГ.
Специалистами осуществлено 24 научных редактирования и рецензирования.
Всего общее количество публикаций сотрудников гуманитарного факультета представлено в 509 научных изданиях.
Основные результаты научно-исследовательской работы и инновационной деятельности за 2013 год представлены в итоговом отчете. Годовой план гуманитарного факультета по НИОКР выполнен в полном объеме.