О факультете

История факультета

Факультет социокультурных коммуникаций (до 9 марта 2015 года – гуманитарный факультет) Белорусского государственного университета был создан 11 марта 2004 года на базе филиала БГУ в г. Москва. Регулярные занятия на факультете начались 1 октября 2004 года, поэтому именно эта дата считается его Днем рождения, который каждый год дружно отмечают преподаватели и студенты.

Факультет социокультурных коммуникаций (до 9 марта 2015 года – гуманитарный факультет) Белорусского государственного университета был создан 11 марта 2004 года на базе филиала БГУ в г. Москва. Регулярные занятия на факультете начались 1 октября 2004 года, поэтому именно эта дата считается его Днем рождения, который каждый год дружно отмечают преподаватели и студенты.

История факультета насчитывает пока не так много лет, но это история активно развивающегося учреждения, которое стремится следить за веяниями времени и предлагает своим студентам получать новаторские специальности, затребованные в настоящее время в нашем обществе. Первыми специальностями, на которые проводился набор, были «Дизайн» и «Международные отношения», а в состав факультета входили всего две кафедры – кафедра дизайна, перешедшая из Европейского гуманитарного университета, и кафедра общенаучных дисциплин, объединившая преподавателей иностранных языков и преподавателей социально-гуманитарных дисциплин (с 09.03.2015 г. она стала называться кафедрой компьютерной лингвистики и лингводидактики). На протяжении следующих лет факультет продолжал интенсивно развиваться и реорганизовываться.

В 2005 году к факультету были присоединены кафедра общей и клинической психологии и кафедра психофизиологии. В следующем, 2006 году, была создана кафедра информационных технологий. А в 2007 году на факультет была передана кафедра менеджмента и организации здравоохранения (с 09.03.2015 г. – кафедра менеджмента и экономики социальной сферы). В 2008 году в ходе слияния кафедры психофизиологии гуманитарного факультета и общеуниверситетской кафедры здравоохранения была создана кафедра экологии человека. А в 2009 году в рамках реорганизации факультета международных отношений к факультету была присоединена кафедра культурологии. В этом же году на основе кафедры иностранных языков была сформирована кафедра теории и практики перевода. В 2013 году на факультет была передана кафедра немецкого языка.

В 2005 году к факультету были присоединены кафедра общей и клинической психологии и кафедра психофизиологии. В следующем, 2006 году, была создана кафедра информационных технологий. А в 2007 году на факультет была передана кафедра менеджмента и организации здравоохранения (с 09.03.2015 г. – кафедра менеджмента и экономики социальной сферы). В 2008 году в ходе слияния кафедры психофизиологии гуманитарного факультета и общеуниверситетской кафедры здравоохранения была создана кафедра экологии человека. А в 2009 году в рамках реорганизации факультета международных отношений к факультету была присоединена кафедра культурологии. В этом же году на основе кафедры иностранных языков была сформирована кафедра теории и практики перевода. В 2013 году на факультет была передана кафедра немецкого языка.

Специфика работы факультета

В настоящее время факультет социокультурных коммуникаций является самым молодым, но бесспорно одним из самых перспективных факультетов БГУ, обеспечивающим подготовку квалифицированных специалистов качественно нового уровня. Поскольку в настоящее время все больше и больше возрастает роль компьютеров и технических средств при организации деятельности любого специалиста, на всех специальностях студенты углубленно знакомятся с компьютерными технологиями. В учебном корпусе функционирует современная медиатека и лингафонно-мультимедийный кабинет. Процессы глобализации, необходимость активизировать взаимодействие с зарубежными партнерами обуславливают серьезное внимание, которое уделяется на факультете изучению иностранных языков.

Обучение на факультете соответствует современным образовательным стандартам. Гуманитарные знания представлены целостным комплексом наук. Студенты получают фундаментальные теоретические знания, а также навыки научной и прикладной исследовательской работы, в том числе с использованием основных пакетов прикладных профессиональных программ. Значительное место в подготовке специалистов занимает практическая работа.

На факультете сложилась своя особая школа подготовки квалифицированных специалистов, основой которой является привлечение молодежи к научным исследованиям, практическим разработкам, общественной жизни, в том числе студенческому волонтерскому движению. Характерной чертой университетского образования является его широта, позволяющая выпускнику факультета социокультурных коммуникаций свободно и квалифицированно ориентироваться в любом из направлений современной жизни.

Выпускники факультета социокультурных коммуникаций могут продолжить обучение в научной магистратуре факультета на кафедре культурологии, а также в практико-ориентированной магистратуре на кафедре общей и клинической психологии. Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе. Выпускники магистратуры факультета, проявившие склонность к научно-исследовательской работе, могут продолжить обучение в аспирантуре при кафедре культурологии.

Сочетание глубокой теоретической подготовки с активной практической и научно-исследовательской работой под руководством преподавателей делает выпускников факультета конкурентоспособными на рынке труда. Выбор для работы широк и разнообразен: в государственном аппарате и представительных органах власти, в общественных организациях, на государственных предприятиях, в частных компаниях: в промышленных корпорациях, IT-компаниях, банках, туристических, рекламных и PR-агентствах – белорусских и международных, в СМИ, в исследовательских организациях и академических институтах.

Обучение на факультете соответствует современным образовательным стандартам. Гуманитарные знания представлены целостным комплексом наук. Студенты получают фундаментальные теоретические знания, а также навыки научной и прикладной исследовательской работы, в том числе с использованием основных пакетов прикладных профессиональных программ. Значительное место в подготовке специалистов занимает практическая работа.

На факультете сложилась своя, присущая именно Университету, школа подготовки квалифицированных специалистов, основой которой является привлечение молодежи к активно ведущимся на факультете научным исследованиям и практическим разработкам. Характерной чертой университетского образования является его широта, позволяющая выпускнику факультета социокультурных коммуникаций свободно и квалифицированно ориентироваться в любом из направлений современной жизни.

Выпускники факультета социокультурных коммуникаций могут продолжить обучение в научной магистратуре факультета на кафедрах культурологии, современных иностранных языков, менеджмента, а также в практико-ориентированной магистратуре на кафедре общей и клинической психологии. Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе. Выпускники магистратуры факультета, проявившие склонность к научно-исследовательской работе, могут продолжить обучение в аспирантуре при кафедре культурологии.

Сочетание глубокой теоретической подготовки с активной практической и научно-исследовательской работой под руководством преподавателей делает выпускников факультета конкурентоспособными на рынке труда. Выбор для работы широк и разнообразен: в государственном аппарате и представительных органах власти, в общественных организациях, на государственных предприятиях, в частных компаниях: в промышленных корпорациях, IT-компаниях, банках, туристических, рекламных и PR-агентствах – белорусских и международных, в СМИ, в исследовательских организациях и академических институтах.

Структура факультета

Сегодня в состав факультета социокультурных коммуникаций входят 9 кафедр, которые представляют современные направления гуманитарной науки, социальной работы и дизайна. Это кафедры:

Профессорско-преподавательский состав факультета представлен 159,5 ставками, на которых работают более 150 человек. Доля лиц с ученой степенью или ученым званием составляет 43 процента. Средний возраст преподавателей – 45 лет. Обучается всего более 1200 студентов.

Функционируют лаборатории:

  • лаборатория программных и имитационных средств обучения;
  • научно-исследовательская лаборатория нейроморфологии;
  • креативная лаборатория дизайна;
  • студенческий научно-исследовательский кружок «Лабиринт»;
  • студенческий научно-исследовательский кружок «Компьютерная лингвистика»;
  • студенческий клуб «Litera»;
  • клуб профессионального саморазвития «Феникс»;
  • студенческая научно-исследовательская лаборатория «Компьютерный дизайн».

Ведется подготовка по следующим специальностям:

  1. Дизайн (направление – коммуникативный).
    Срок получения образования – 5 лет.
    Квалификация специалиста: дизайнер.
  2. Прикладная информатика (направление – веб-программирование и компьютерный дизайн).
    Срок получения образования – 4 года.
    Квалификация специалиста: информатик. Специалист по компьютерному дизайну и разработке веб-приложений.
  3. Культурология.
    3.1 Культурология (направление – прикладная).
    Специализации:
    – менеджмент рекламы и связей с общественностью;
    – менеджмент международных культурных связей.
    Срок получения образования – 4 года.
    Квалификация специалиста: культуролог-менеджер.
    3.2 Культурология (направление – фундаментальная).
    Специализации:
    – американистика и английский язык;
    – германистика и немецкий язык;
    – гебраистика и английский язык.
    Срок получения образования – 4 года.
    Квалификация специалиста: культуролог-исследователь. Преподаватель.
  4. Менеджмент (направление — социально-административный менеджмент).
    Срок получения образования – 4 года.
    Квалификация специалиста: менеджер-экономист.
  5. Современные иностранные языки.
    5.1 Современные иностранные языки (направление – преподавание).
    Специализации:
    – компьютерная лингвистика;
    – компьютерное обучение языкам;
    Срок получения образования – 5 лет.
    Квалификация специалиста: лингвист. Преподаватель двух иностранных языков (с указанием языков).
    5.2 Современные иностранные языки (направление – перевод).
    Срок получения образования – 5 лет.
    Квалификация специалиста: лингвист, переводчик с английского и немецкого языков.
  6. Социальная работа (направление – социальное проектирование).
    Срок получения образования – 4 года.
    Квалификация специалиста: специалист по социальной работе и управлению проектами.

Дизайн (направление – «Коммуникативный дизайн»)

За время работы кафедрой дизайна факультета социокультурных коммуникаций разработана оригинальная методика подготовки специалистов в области дизайн-образования. Сложившаяся за эти годы школа дизайна всецело руководствуется оригинальной концепцией подготовки дизайнеров высшей квалификации и выстраивает свою собственную модель специалиста, основываясь на индивидуальном видении профессиональных целей, задач, методов и средств деятельности. Принципиальное отличие занимаемой кафедрой позиции заключается в отказе от нормативно-ремесленного, прикладного и сугубо прагматического подхода к обучению высококвалифицированных специалистов-дизайнеров.

Залогом успеха выпускников специальности «Дизайн» в профессиональной деятельности является умение объединять принципы научного, технического и художественного творчества. Это позволяет им самостоятельно адаптироваться в сложных условиях повышенной конкурентной борьбы на рынке труда, а также работать в любых областях дизайна, обладая высокой гибкостью, способностью генерировать идеи и искать новизну в проектной деятельности. Для многих людей нашей страны, в том числе и для европейцев, ключевыми являются слова: «государственный» – как гарантия качества, «гуманитарный» – как разносторонность мировоззрения, «дизайн» – как креативность интеллекта. Этими значимыми словами гордятся выпускники кафедры дизайна БГУ. Эти три слова помогают тем, кто планирует продолжать обучение, а затем и работать в Европе.

Современные иностранные языки (направление – «Преподавание»)

Специализации: «Компьютерная лингвистика», «Компьютерное обучение языкам»

Подготовка специалистов по современным иностранным языкам на факультете социокультурных коммуникаций БГУ является для Республики Беларусь уникальной в силу имеющихся специализаций. Студенты специализации «Компьютерная лингвистика» получают знания по формализации любого естественного языка, которые позволяют обеспечить диалог человека с компьютером, а также сделать возможным создание систем искусственного интеллекта. Полученные знания, умения и навыки могут применяться при создании информационно-поисковых систем, систем машинного перевода, экспертных и диалоговых систем и др. Компьютерная лингвистика является сравнительно молодой наукой, поэтому в ней существует достаточное количество нерешенных проблем, а это открывает широкие возможности для научных исследований и открытий в этой области.

Специалисты в области компьютерного обучение иностранным языкам смогут преподавать иностранные языки, используя передовые обучающие компьютерные технологии, а также будут обладать навыками использования информационных технологий и современных программных продуктов в учебном процессе. Выпускники специальности СИЯ работают в различных образовательных и научных учреждениях, IT-компаниях, производственной сфере.

Современные иностранные языки (направление – «Перевод»)

Более 15 лет кафедра теории и практики перевода осуществляет подготовку специалистов по специальности «Современные иностранные языки (перевод)» на первой ступени высшего образования. Выпускники кафедры работают в крупных международных компаниях, руководителями и администраторами коммерческих предприятий, продолжают учебу в магистратуре и аспирантуре в Республике Беларусь и за рубежом, имеют возможность выбрать для себя карьеру ученого, овладевают умениями практической работы по специальности, делового общения, научно-исследовательской работы.

В обязанности переводчика входит: организация и проведение экскурсий по культурно-историческим местам для иностранных граждан, сопровождение их во время визитов в страну, переводы на презентациях, деловых встречах, сопровождение русскоязычных групп при поездках за границу, перевод технической и художественной литературы, преподавательская деятельность.

Культурология (направление – «Культурология фундаментальная»)

Специализации: «Гебраистика и английский язык», «Германистика и немецкий язык», «Американистика и английский язык»

Подготовка в области фундаментальной культурологии предполагает глубокое и целостное понимание культуры как живого организма, знание закономерностей культурного развития человечества в целом и отдельных культурных эпох в частности, обширные знания в области теории и истории культуры, истории мировой литературы, истории искусств, в области белорусской культуры, а также в одной из национальных культур – американской, еврейской, немецкой и иностранных языков – английского, немецкого, иврита. Специалисты в области фундаментальной культурологии получают универсальное гуманитарное образование, позволяющее им ориентироваться во всех сферах жизни.

Выпускники находят себе применение в вузах, колледжах, школах (преподавание культурологических дисциплин и иностранных языков), в издательствах и туристических агентствах, в музеях, в Национальной библиотеке и МИДе Республики Беларусь. Многие продолжают образование в магистратуре и аспирантуре при кафедре культурологии на факультете социокультурных коммуникаций ие из выпускников специальности «Культурология» работают на родной кафедре.

Культурология (направление – «Культурология прикладная»)

Специализации: «Менеджмент рекламы и общественных связей», «Менеджмент международных культурных связей»

Набор и подготовка будущих специалистов в области прикладной культурологии по специализациям «Менеджмент рекламы и общественных связей» и «Менеджмент международных культурных связей» впервые в Беларуси осуществлена на факультете в 2013 году. Данное направление специальности является новым и перспективным для Университета. Получаемая специальность обладает междисциплинарным характером и предоставляет уникальную возможность выбора профессиональной деятельности в разных областях социокультурной сферы. Задачи специалистов по связям с общественностью – налаживание эффективных коммуникаций между работодателем (государственная или коммерческая структура, публичная фигура) и обществом; создание «благоприятного образа» организации, предприятия или фирмы, отдельного человека; планирование и проведение PR-кампаний; взаимодействие со средствами массовой информации (газеты, радио, телевидение, интернет), клиентами, партнерами и конкурентами, с властными структурами; написание статей, пресс-релизов, ведение блогов, участие в социальных сетях, информационная поддержка корпоративного сайта; организация внутренних коммуникаций в компании (в том числе передача информации между сотрудниками).

Выпускники могут работать специалистами по связям с общественностью (PR) в государственных органах и частных структурах, в туристическом бизнесе; в рекламных и PR-агентствах, специалистами в области международных культурных связей, арт-менеджмента.

Менеджмент (направление – «Социально-административный менеджмент»)

Специализация – «социальный менеджмент»

Специальность «Менеджмент» входит в группу специальностей «Бизнес-управление» и отражает потребности современной рыночной экономики в социальных менеджерах. Студенты изучают общий комплекс дисциплин по экономике и управлению, что позволяет получить квалификацию «менеджер-экономист» и иметь широкие возможности для трудоустройства в частных и государственных структурах. Многие выпускники данной специальности работают в разных сферах бизнеса, некоторые создают собственные фирмы. Наряду с этим в рамках данной специальности только на факультете социокультурных коммуникаций изучаются специальные дисциплины, касающиеся социальной сферы и экономики здравоохранения, в результате чего выпускники успешно работают в частных медицинских центрах и государственных клинических больницах, в Министерстве здравоохранения и Министерстве труда и социальной защиты, в Республиканских научно-практических центрах.

Социальная работа (направление – «Социальное проектирование»)

Специализации – «Социально-педагогическая деятельность», «Управление проектами»

В 2011 году по инициативе факультета социокультурных коммуникаций БГУ в рамках специальности «Социальная работа» было создано направление «Социальное проектирование» с присвоением квалификации «специалист по социальной работе и управлению проектами». Это первая и пока единственная в Республике Беларусь вузовская программа подготовки специалистов в сфере управления проектами. Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов. Слово «социальный» обозначает «общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе»; таким образом социальные проекты – это проекты, реализуемые в социальной сфере.

Программа обучения рассчитана на 4 года и включает следующие группы предметов: общеобразовательные дисциплины, медицинские и социальные дисциплины, психологические дисциплины, проектные дисциплины.

Прикладная информатика (направление – «Веб-программирование и компьютерный дизайн»)

Специализация: «WEB-дизайн и компьютерная графика»

Специальность «Прикладная информатика» занимает устойчивую нишу в области подготовки специалистов для IT-сферы. Выпускники направления – это специалисты по информационным системам и информационным ресурсам, системные аналитики, разработчики бизнес-приложений. Они способны работать как в IT-компаниях, которые занимаются разработкой программных комплексов, так и в организациях, внедряющих и эксплуатирующих информационно-коммуникационные технологии. Целью специализации «Web-дизайн и компьютерная графика» является подготовка квалифицированных специалистов, способных создавать web-ресурс, включая все этапы его разработки: концепцию, дизайн, web-технологии и его продвижение на рынке.

Научно-исследовательская работа на факультете

Обучение на факультете немыслимо без тесной связи с наукой. Студенты активно привлекаются к научным исследованиям, проводимым на кафедрах факультета или в научных лабораториях.

В результате у студентов формируются компетенции в области научно-исследовательской работы, стимулируется познавательная научно-исследовательская активность и заинтересованность в проведении научных исследований, формируется мотив самостоятельности в осуществлении подобного рода работы.

Научная деятельность ведется в соответствии со специализацией кафедр и интересами студентов. В качестве приоритетных можно выделить следующие направления исследований.

  • Исследование и разработка программных продуктов в области компьютерной лингвистики и лингводидактики.
  • Исследование вопросов формирования грамматического строя и лексического фонда современных романских, германских и славянских языков в контексте исторического и общественного развития.
  • Разработка целостной научно-исследовательской концепции, отражающей актуальные проблемы грамматики, лексикологии, синтаксиса, стилистики, а также перспективные методы, технологии и концепции преподавания современных иностранных языков в контексте лингвокультурологического дискурса.
  • Исследование процесса межкультурной коммуникации (белорусская, русская, польская, еврейская, татарская и др. культуры) и изучение парадигм американской, немецкой, еврейской культур.
  • Научно-теоретические и учебно-методические аспекты концептуального дизайна в системе образования.
  • Исследование области использования языков программирования при разработке Web-сайтов.
  • Разработка здоровье сберегающих технологий по укреплению репродуктивного здоровья студентов.
  • Определены методики тестирования студентов для оценки их социально-психологических особенностей и определения их репродуктивных установок.
  • Экономическое обоснование стоимости медицинской услуги.
  • Фармакоэкономический анализ.
  • Социальная составляющая биобезопасности в Республике Беларусь.
  • Систематизация краткосрочных методов психотерапии для их практического использования.
  • Разработка системы комплексной оценки уровня стресса, психосоциальной адаптации и поведенческих компетенций в различных профессиональных группах.

С целью привлечения студентов к научной работе и оптимизации их научной деятельности на факультете созданы следующие научно-исследовательские лаборатории:

  • лаборатория программных и имитационных средств обучения;
  • научно-исследовательская лаборатория нейроморфологии;
  • «Креативная лаборатория дизайна»;
  • студенческий научно-исследовательский кружок «Лабиринт»;
  • студенческий научно-исследовательский кружок «Компьютерная лингвистика»;
  • студенческий клуб «Litera»;
  • клуб профессионального саморазвития «Феникс»;
  • студенческая научно-исследовательская лаборатория «Компьютерный дизайн».

Также на факультете ведется большая работа в направлении координации научных исследований и разработок: проводятся очные международные научные мероприятия, научно-практические конференции, семинары по проблематике закрепленных направлений научной и инновационной деятельности, а также в рамках проблемного поля формирующейся в структурном подразделении научной школы.

В рамках научной проблематики кафедрами факультета проведен ряд крупных международных научных мероприятий:

  1. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной американистики (культурологический аспект)» (апрель 2007);
  2. Международная научно-практическая конференция «Белорусско-еврейский диалог в контексте мировой культуры» (апрель 2008);
  3. Международная научно-практическая конференция «Международный языковой форум» (апрель 2011);
  4. Первая Международная научно-практическая конференция «Кросс-культурная коммуникация и современные технологии в исследовании и преподавании языков» (октябрь 2011);
  5. Международная научно-практическая конференция «Универсальное и национальное в культуре» (апрель 2012);
  6. Республиканский научно-практический семинар с международным участием «Инновационные технологии в современной парадигме языкового образования» (октябрь 2012);
  7. Вторая Международная научно-практическая конференция «Кросс-культурная коммуникация и современные технологии в исследовании и преподавании языков» (октябрь 2013);
  8. Международная научно-практическая конференция «Немецкая культура в контексте мировой» (апрель 2014).

По материалам конференций опубликованы сборники научных статей.

Тематика научно-исследовательской работы студентов на кафедре культурологии охватывает широкий круг проблем, к которым следует отнести: межкультурный диалог; определение особенностей национальных культур и их ценностных комплексов; генезис и динамику культуры; развитие современной цивилизации и ее информационного пространства; специфику форм и артефактов культуры; литературу и искусство как культурный маркер и ряд других. Круг научных исследований студентов расширяется за счет открытия нового направления специальности «Культурология (прикладная)». Методика организации учебного процесса и формирования научно-инновационной компетентности на различных ступенях подготовки формы контроля участия студентов в научно-исследовательской деятельности основывается на инициировании самостоятельной творческой работы студентов с применением методов полевых и дистанционных исследований, герменевтического анализа, а также на ознакомлении с новейшими достижениями в области культурологии и других наук. Студенты-культурологи выступали с докладами на всех международных конференциях, проводившихся кафедрой культурологии.

Кафедра информационных технологий осуществляет активную научную деятельность студентов по созданию образовательных программ, а также в области разработки приложений для мобильных устройств на Android. Результатам работы стали: создание интерактивного электронного учебно-методического комплекса «Основы высшей математики» для специальности «1–19 01 01 Дизайн (по направлениям)» и по направлению специальности «1–19 01 01–04 Дизайн (коммуникативный)»; создание интерактивного электронного учебно-методического комплекса «Высшая математика (Часть I)» для специальности «1–26 02 02 Менеджмент»; разработка интерактивной образовательной среды «QualiMe».

На кафедре дизайна организована постоянно действующая выставка лучших дипломных проектов выпускников. В 2013 г. студенты кафедры приняли участие в международных конкурсах по визуальному оформлению символики международных чемпионатов.

В ходе осуществления работы в обозначенных выше направлениях применялись следующие формы привлечения студентов к выполнению НИР: участие в ежегодной научной конференции студентов и аспирантов БГУ, в международных научно-практических конференциях, в Республиканском конкурсе научных работ и конкурсе научных работ БГУ; публикация научных статей, участие в работе научных творческих лабораторий и объединений. К методам организации НИРС следует отнести: эвристическую беседу и дискуссию; «круглый стол»; научно-экскурсионные туры; защиту творческих и научных проектов; подготовку бизнес-проектов, разработку научно-образовательных ресурсов.

Студенты факультета социокультурных коммуникаций принимают активное участие в ежегодной научной конференции студентов и аспирантов БГУ.

На факультете действуют 2 студенческих научно-исследовательских лаборатории (СНИЛ), 2 научно-творческих кружка, 1 научно-творческий клуб, 1 научно-творческое объединение, 1 клуб-студия профессионального саморазвития «Феникс».

Работа студенческого научно-исследовательского клуба «Litera» (кафедра теории и практики перевода) заключается в проведении научных семинаров по проблемам лингвистических исследований, национально-культурной специфики речевого поведения языковой личности, современного научного знания в области когнитивной лингвистики, дискурса, стилистики, актуальным вопросам литературоведения, перевода и интерпретации текста. Основным результатом работы является оптимизация подготовки специалистов на этапе первичной профессионализации.

Формированию и развитию научных знаний о культуре, профессиональных компетенций, творчества способствует действующий уже на протяжении 10 лет на кафедре культурологии научный студенческий кружок «Лабиринт». Экскурсионно-исследовательские поездки по Беларуси и за ее пределами, брейн-ринги, создание культурологических проектов, встречи с интеллектуальной элитой страны, организация и проведение выставок студенческих работ – далеко не полный перечень его деятельности. В 2010 году «Лабиринт» стал лауреатом конкурса БГУ как лучший студенческий проект.

СНИЛ «Компьютерный дизайн» (кафедра информационных технологий) участвовала в разработке модулей образовательных ресурсов (web-ресурс «Qualime»), подготовила и провела выставку студенческих работ компьютерной графики «Минск глазами студента: прошлое, настоящее, будущее» (май – декабрь 2013, БГУ, кафедра ИТ, участники – студенты 1–2 курса кафедры дизайна). Совместно с кафедрой дизайна были представлены работы на студенческой выставке «Арт-Дизайн» в рамках НПК БГУ (май 2013, место проведения – городская библиотека № 5, ул. Козлова). Члены СНИЛ принимали участие в дискуссионной панели XIII студенческой Международной научно-практической конференции «СибАК» (октябрь–ноябрь 2013 г.) и на Международном конгрессе по информатике «Информационные системы и технологии (CSIST’2013)» (Минск, 4–7 ноября 2013 г.).

На кафедре менеджмента и организации здравоохранения функционирует Студенческое научно-исследовательское объединение, в рамках которого была осуществлена подготовка научных работ к участию в конкурсах и конференциях, а также их внедрение в учебный процесс.

На кафедре дизайна работает студенческая научно-исследовательская лаборатория, по результатам которой ежегодно проводятся секции дизайна на конференции студентов и аспирантов БГУ. Результаты научно-творческой работы студентов нашли свое воплощение в разработке визуального оформления символики двух международных спортивных чемпионатов, проходивших в Минске. Работы студентов побеждают в конкурсах на лучшую фотографию и в конкурсе на оформление календаря БГУ.

На кафедре общей и клинической психологии работает клуб-студия профессионального саморазвития «Феникс», деятельность которого заключается в организации профессионального сопровождения студентов и молодых специалистов на этапе адаптации к профессиональной деятельности, в диагностике по определению уровня и формированию профессиональной идентификации будущих молодых специалистов. Проводятся мероприятия по активизации студентов и привлечении их к волонтерской деятельности; осуществляется диагностика профессионального выгорания. Студенты получают дополнительное профессиональное образование, приобретают практические навыки. Работа клуба проходит в атмосфере неформального дружеского общения в следующих форматах: мастер-классов и презентаций психологов-практиков, дискуссий, тематических встреч, психологической исследовательской лаборатории, интервизионных групп. Участники клуба-студии – преподаватели кафедры общей и клинической психологии факультета соуиокультурных коммуникаций БГУ, специалисты-практики в области оказания помощи в кризисных ситуациях, молодые специалисты и студенты, обучающиеся социальной работе, социальному менеджменту. В результате работы клуба с участием студентов выполнены следующие проекты: по международной программе ЕС “Молодежь в действии” проект “Твоя очередь”; лучший студенческий проект БГУ – “Студенческое международное волонтерское движение”; мастер-класс для студентов «Профессиональная идентичность специалистов социальной сферы»; семинар по профессиональному самосознанию и профессиональной идентичности «Как стать волонтером?»; осуществлен волонтерский проект «Мобильное обучение».

Разработана программа с участием студентов в проведении регулярных мероприятий по пропаганде специальностей, преподаваемых на факультете, и профориентационной работе со школьниками в городских и сельских школах по разъяснению образовательных возможностей и преимуществ обучения в БГУ, и прежде всего на факультете социокультурных коммуникаций.

Студенческая и общественная жизнь факультета

Активная общественная жизнь – одно из преимуществ студента факультета социокультурных коммуникаций. Наших студентов можно найти и в числе волонтеров на чемпионатах мира, и в числе участников международных фестивалей и форумов. Молодые таланты факультета также являются постоянными участниками концертных программ, организуемых факультетом и университетом. Многие студенты являются лауреатами различных фестивалей и телепроектов.

На факультете социокультурных коммуникаций действует Совет студенческого самоуправления, в который входят руководители молодежных организаций: ОО «Белорусский республиканский союз молодежи» (БРСМ), Студенческий союз БГУ, студенческая профсоюзная организация, Студенческий совет по качеству образования, Совет старост, редакция газеты «Гумка». В целях создания условий для функционирования указанных молодежных организаций на факультете выделено отдельное помещение (ауд. 709). Информация о деятельности организаций представлена на стендах факультета и в сети Интернет.

С реализации проекта комитета «Поделись теплом души своей» началось волонтерское движение. Студенты, кроме посещения детских домов, проведения благотворительных акций, на регулярной основе проводят работу с детьми в трудных семьях Московского р-на г. Минска, оказывают содействие в реализации программ по скорейшему выздоровлению детей с отклонениями в психике.

В 2009 году состоялся дебют волонтерского движения нашей кафедры теории и практики перевода. В сентябре 2009 года Брестский гребной канал принимал Чемпионат Европы по гребле академической. Наши студенты впервые принимали участие в подготовке и проведении такого крупного международного мероприятия. Будущие переводчики получили возможность проявить в полной мере свои навыки и умения, полученные за годы обучения. Зарекомендовав себя как универсальных специалистов, способных осуществлять профессиональную помощь во всех сфера международной деятельности, наши студенты сразу по окончании чемпионата получили приглашение поучаствовать в подготовке и проведении Чемпионата Мира по гребле академической среди спортсменов до 23 лет. Это предложение было наилучшей наградой за усердную и качественную работу.

А в 2013 году студенты факультета уже приняли участие в проведении Чемпионата Европы по гребле академической среди юниоров, Чемпионата Европы по боксу, Чемпионата Европы по троеборью среди юниоров, Открытого чемпионата Республики Беларусь по пятиборью, в кубке по борьбе на призы олимпийского чемпиона Александра Медведя.

На данный момент у кафедры далеко идущие планы в международной деятельности. Мы готовимся к проведению крупнейшего мероприятия, к которому готовится вся страна – это Чемпионат мира по хоккею в 2014 году.

На факультете регулярно проводятся Дни психологии, Дни права, Дни истории. Студенты факультета социокультурных коммуникаций принимают активное участие в круглогодичной спартакиаде БГУ в следующих видах спорта: женский волейбол, мужской баскетбол, общеуниверситетский кросс, женское каратэ, армрестлинг, мини футбол, настольный теннис. Студенты факультета социокультурных коммуникаций проживают в общежитии № 10 по ул. Курчатова, д. 8.

Целью проводимой совместно деканатом и Советом студенческого самоуправления воспитательной работы является создание условий для формирования нравственно зрелой, интеллектуально и физически развитой личности обучающегося, которой присущи социальная активность, гражданская ответственность и патриотизм, приверженность к университетским ценностям и традициям, готовность к профессиональному самосовершенствованию, активному участию в экономической и социально-культурной жизни страны.